апрель 2013 все номера

Адæмoн нывгæнæг

Дзбойты Михалы 75 азы юбилеймæ

Уыдис мын дыууæ хæлары.

Ивгъуыд æнусы 60-æм азты-иу студентты æмдзæрæны Хрущевы сау дзул æмæ адджын цайæ нæхи бафсæстам, стæй-иу суанг боныцъæхтæм фæбыцæу кодтам, Есенины æмдзæвгæтæ нæ хуыздæр чи зоны, ууыл.

Иу мын дзы нал ис. Мæ зæрдæйы.

Мæскуымæ афтыд, хъæздыг хæдзары чызг фæцис йæ хай... Æвдайæм азтæй иуы Смоленскы æфсымæрон уæлмæрды мæ фыды ингæн бабæрæг кодтон, стæй фæстæмæ здæхгæйæ столицæйы афæстиат дæн æмæ иу райсом телефонæй мæ хæлармæ бадзырдтон, зæгъын, тынг мæ фæнды дæ фенын. Нæ, дам, мæ æвдæлы ныртæккæйы сахат, мæнæ мæ куыдзы ваннæйы ныууагьтон, найгæ йæ кæнын, цæй æмæ иннæ хатт...

Уæд уыцы стыр горæты бæстастæу мæнæй æфхæрддæр, тæригъæддæр æмæ æнкъарддæр адæймаг нал уыдис.

Иу æрдхорд ма мын дзы баззад. Мæ сæр бæрзæндты кæмæй хæссын, Иры дзыллæтæ сæ хъæбулты хуыздæртæй иуыл кæй нымайынц, уыцы Дзбойты Михал.

Æз арæх сæмбæлын уымæн йæ æрмадзы æмæ дзы раздæхын рæсугъд æнкъарæнтимæ, йæ дзуринæгтæ мæ хъуыдытыл бафтауынц, уыдон та йын æдзухдæр вæййынц, ЦЫ федта, ЦЫ фехъуыста æмæ зæрдæйæ кæй банкъары, ахæмтæ. Æз ын сæ хатгай мæ боныгмæ дæр бахæссын, зæгъын, цы нæ вæййы, искуы мæ истæмæн куы бахъæуой.

 

Газета города или мэрии?

С одной стороны, я, конечно, рядовой читатель, а с другой – все же, будучи 50 лет в статусе члена Союза журналистов, имею, наверное, моральное право на то, о чем скажу ниже. Когда подходишь к газетному киоску, глаза разбегаются – такое ощущение, что каждая организация, каждое учреждение скоро станут издавать свою газету. Другой вопрос – будет ли она востребована?

Не так давно на страницах «Пульса» я приветствовала приход в газету «Владикавказ» главным редактором Владимира Иванова, с его безупречным литературным вкусом и хорошими организаторскими способностями. Действительно, какое-то время талантливому коллективу удавалось уходить от штампов, публиковать оперативную информацию, уделять внимание и городским проблемам, и вопросам культуры. Но (явно по велению свыше) задавленность страниц циркулярами, списками, бесчисленными муниципальными документами делает газету больше похожей на официальный листок, а не на издание, отражающее жизнь города воинской славы, нашего прекрасного, многонационального, насыщенного событиями, именами, датами, имеющего славную историю любимого Владикавказа. Я лично наблюдала сцену у киоска, когда покупатель сначала взял газету, но тут же вернул ее со словами: «Опять какие-то списки…»

Никто не спорит: есть документы, требующие обнародования, и такую открытость надо только приветствовать. Так пожалуйста, пусть будет отдельно газета «Владикавказский вестник», чуть меньшего формата, с соответствующей информацией, интересной определенному кругу людей. А сегодняшняя газета переродится в «Вечерний Владикавказ» (которая, уверена, стала бы такой же любимой, как «Вечорка» в Москве), или дать ей другое название, но это будет газета города, горожан, где найдется место Колонке редактора, страницам писем владикавказцев, полосам, посвященным нашим национально-культурным обществам, отрывкам из новых произведений писателей, очеркам о достойных людях, фельетонам, юмору, репортажам (ну, к примеру, о ночном городе, о тех, кто работает по ночам, готовя нам ясное, доброе утро)…

Поверьте, пожалуйста, все те, от кого зависит появление ТАКОЙ газеты, что это не прихоть автора, а глас читателей, которых пока только 4 тысячи.

В заключение предположу, что вдруг да появится когда-нибудь и газета «Культура Осетии». А что? Республика с таким количеством творческих союзов, издательств, журналов, театров, концертных организаций, музыкальных и художественных школ давно имеет право на подобное издание.

Ирина Гуржибекова

 

Влюбленный в кавказскую песню

Удивительная все-таки штука жизнь. Человек может родиться очень далеко от того места, где потом будет жить, но туда совершенно необъяснимо тянется его душа.

Народный артист РСО-Алания, музыкант и композитор Евгений Воложанин родился в далеком Казахстане. Детство его прошло в небольшом шахтерском городке Каратау, где музыкальная школа открылась, когда Евгений учился уже в девятом классе. Но играть на аккордеоне он все-таки научился. У замечательного педагога Эмиля Генриховича Майера, которого нашел для Жени его отец. Участник Великой Отечественной войны, он очень любил аккордеон и всегда с упоением рассказывал, как приезжали на фронт концертные бригады, как вдохновляла бойцов на подвиг звучавшая перед боем хорошая песня.

Женя Воложанин, как и его отец, тоже очень любил музыку и особенно музыку кавказскую. Ее он слышал на свадьбах у соседей – чеченцев, карачаевцев (Казахстан, как известно, стал местом ссылки для этих народов), слышал по радио, слышал в осетинских семьях Дзахсоровых и Гудиевых, с которыми дружили Воложанины. Кавказская музыка завораживала, очаровывал ее неповторимый ритм. В ту пору Женя мечтал попасть на Кавказ, мечтал играть эту удивительную музыку.

В 1969 году он окончил школу и по совету Тамары Гудиевой, которая преподавала в открывшейся к тому времени в Каратау музыкальной школе и сама мастерски играла на гитаре и сочиняла песни, поехал учиться в Осетию. Пока сдавал экзамены в училище искусств, жил у Дзахсоровых, которые покорили его своим гостеприимством.

 

Эта книга должна стать настольной

Во Владикавказе в литературной гостиной магазина «Книги» по улице Джанаева, 20 состоялась презентация монографии Хасана Дзуцева «Этносоциологический портрет республик Северо-Кавказского федерального округа». Книга вышла в декабре 2012 года в Москве в издательстве «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН). Презентация издания привлекла внимание широкой общественности – ученых, представителей властных структур, журналистов, студенческую молодежь.

И это неудивительно. Ведь в основе монографии Хасана Дзуцева лежит фундаментальный научный труд ученого-социолога по широкому спектру социальных проблем современного Северного Кавказа, рассмотренных сквозь призму общественного мнения региона. Актуальность исследования обусловлена, в первую очередь, остротой социальной и этнической напряженности, возникшей в Северо-Кавказском регионе в постсоветское время и угрожающей политической стабильности как на Северном Кавказе, так и в Российской Федерации в целом.

Книга приковывает к себе пристальное внимание еще и потому, что Хасан Дзуцев – признанный специалист в области социологии, ведущий социолог Северо-Кавказского региона, чье научное творчество отмечено серебряной медалью имени Питирима Сорокина, премией им. И. Г. Петровского за лучшие научно-педагогические работы. Он является автором 29 монографических исследований и более 300 научных работ.

Особенностью же представляемой монографии является, в первую очередь, то, что она появилась в результате широкомасштабного этносоциологического исследования, проведенного Хасаном Дзуцевым в республиках СКФО в 2010 году.

 

ВЫПУСК № 12 АПРЕЛЬ 2013

 Чермен, кæм дæ?!..

Адæм куы стыхсой цагъайраджы цардæй,

Адæм куы бамбарой се ’фхæрд, сæ марæг,

Зон, уæд кæй сыстдзысты иу бон хъыгдардæй,

Зон, уæд кæй фехъуысдзæн иу бон сæ зарæг.

Гæдиаты Цомахъ

Вячеслав Битаров, депутат Парламента РСО-Алания:

– В связи с развалом колхозов и совхозов значительная часть трудоспособного населения, всю жизнь занимавшаяся сельским хозяйством, оказалась не у дел. Хозяевами земель и имущества развалившихся хозяйств оказались отдельные влиятельные люди, в том числе и чиновники, занимающие значительные должности в органах власти. Они не пашут, не сеют, порой не знают, где расположен сам земельный участок. Сдают его в субаренду «работягам» и, ничего не делая, получают солидные дивиденды. Об этом с возмущением говорили фермеры два года назад на встречах в районах. Правительству и органам местного самоуправления было рекомендовано провести проверку целевого использования сданных в аренду земель сельскохозяйственного назначения, наладить достоверный учет фермерских хозяйств, но, к сожалению, и сегодня мы не можем разобраться, кто настоящий фермер, а кто виртуальный.

(Из выступления на девятом заседании Парламента РСО-Алания пятого созыва 28 марта 2013 г.)

 
<< Первая < Предыдущая 1 2 3 4 5 6 Следующая > Последняя >>

Страница 4 из 6