январь 2013 все номера

С Новым Богом! или Немного о настоящем Новом годе

С чем связан у вас Новый год? Конечно же, с такими его атрибутами, как елка, украшенная серпантином, гирляндами, различными игрушками, а также с фейерверками, хлопушками, бенгальскими огнями и прочими прелестями, сопровождающими этот замечательный семейный праздник.

Однако мало кто из обычных граждан всерьез интересовался происхождением новогодних обрядов, традиций и т. д. Я решил заняться этим вопросом абсолютно случайно, то и дело находя в различных источниках самую разную информацию по этому поводу. И в итоге вырисовывается достаточно интересная картина.

Итак, всем нам известно, что празднование Нового года в том виде, в котором мы его имеем сейчас, т. е. со всеми его атрибутами, началось с Петра Первого, привезшего данную традицию из Европы. Это исторический факт.

Не будем вдаваться в подробности, как именно и с какими последствиями внедрялся Новый год на Руси. Это тема для отдельного и серьезного материала. А сейчас разберемся с тем, что мы имеем на сегодняшний день.

Например, с самим понятием «год». Что такое «год»? Это слово за прошедшие три столетия прочно укоренилось в сознании жителей России в значении временного цикла в 365 дней (иногда 366), и начисто заместило в этом значении слово «лето». Само слово осталось, но теперь оно ассоциируется только с теплым периодом природного цикла. Раньше же оно обозначало именно сам этот цикл, и в русском языке это понятие осталось: «летопись» (уже давно практически полностью замещенное словом «история»), «летоисчисление» и т. д.

 

Детские вопросы и взрослые ответы

Естественно, вопросы задавались вслух, а взрослые некоторые ответы бормотали про себя, чтоб не портить детям праздник, чтоб не вырвать их раньше времени из такого прекрасного наивного возраста.

* * *

– Почему в Новый год все такие добрые, а после или скучные, или злые?

– Потому что, напраздновавшись, деньги все потратили, а жить на что?

* * *

– Папа говорит, что на новогодних каникулах политики тоже отдыхают. А где?

– Ну, кто где… Одни – на Канарах, другие – в Урсдоне… Впрочем, большинству не до отдыха – надо поразмыслить, как дальше себя вести, за что бороться, кого ругать, а кого поддерживать…

 

Дети на крыше

Второй год жильцы домов 59, 59/2, 61 и 63 по ул. Владикавказской  безуспешно добиваются у АМС столицы республики запрета на незаконное строительство гаражей на общей придомовой территории гаражным кооперативом ООО «Оптима». В какие только инстанции не обращались, но везде, по выражению шолоховского деда Щукаря, получают «отлуп».

Между зданиями домов 59 и 61 уже был построен комплекс из 34 гаражей, на крыше которого разместили огороженную металлической сеткой детскую игровую площадку, что не вызывало у жильцов особых претензий. Правда, малышам 2–4-х лет забираться туда по металлическим ступенькам без помощи взрослых весьма проблематично.

 

ЛАЗАРОВЫ

Фамилия Лазаровых в Алагире известная. Газак Сагеевич Лазаров в 1927 году вместе с соседями Татарканом Цогоевым и Вано Баскаевым организовали первую алагирскую сельскохозяйственную артель. А спустя тринадцать лет он возглавил колхоз «Красный Салугардан», став его председателем. К сожалению, уже через год началась война. Вся работа колхоза была направлена на решение одной-единственной задачи: все для фронта, все для победы!

К началу оккупации немцами города Алагира большая часть его жителей успела уйти в горные села, в лес в партизанские отряды. Газак также мог уйти, но посчитал для себя это неприемлемым. Знал, что если останется на своем посту, то принесет людям больше пользы. Так оно и случилось. Газак распорядился колхозное стадо, которое возвращалось с летних пастбищ, угнать в горные села, чтобы оно не досталось оккупантам. Кто-то донес об этом немцам. Председатель колхоза был арестован и подвергнут допросам с пристрастием. Проще говоря, его избивали, пытаясь узнать связи с партизанами и имена коммунистов-подпольщиков. Но несмотря на жестокие допросы, Газак все вытерпел, и в конце концов немцы его отпустили. После этого он вместе с семьей хотел уйти к партизанам. Но командование партизанского отряда просило его оставаться и дальше в городе, помогать партизанам.

 

Писатель от народа и для народа

Казалось бы, что еще совсем недавно мой школьный друг, ныне известный в республике писатель и журналист Дамир Дауров, познакомил меня, вернувшегося в родную Осетию из почти тридцатилетних странствий по морям-океанам, с Гастаном Агнаевым.  С тех пор между нами завязались добрые отношения.

Хотя я сказал «совсем недавно», но это было в 1990 году, более 22 лет назад. Гастану тогда шел 48-й год. Как же скоротечно время!

К своему стыду, до этой встречи я слышал об Агнаеве только мельком, хотя до службы на флоте живо интересовался осетинской литературой, знал творчество почти всех наших писателей. Теперь, оказывается, за годы моего отсутствия в Осетии появилась новая плеяда поэтов и писателей. И одним из самых талантливых и плодовитых из них, несомненно, является Гастан Агнаев, которому сегодня исполняется 70 лет.

Сбылось пророчество известного писателя Сергея Залыгина – руководителя семинаров прозаиков в Литературном институте им. М. Горького, где учился после службы на флоте Гастан Агнаев. Как вспоминает Гастан, Залыгин говорил своим студентам, что из 30 человек лишь трое-четверо станут настоящими писателями. Потом, в процессе учебы, наставник выделил этих подающих надежды нескольких наиболее талантливых  подопечных, среди которых оказался и наш земляк. Не зря Сергей Залыгин стал и инициатором издания первого сборника рассказов Агнаева на русском языке «Утро нового года» (1975 г., издательство «Современник»). Он же написал вступительную статью «Об авторе», в которой высоко оценил творческий потенциал своего выпускника:   «Агнаев показывает эти непростые отношения (между разными поколениями. – М. К.) умно и тактично, его молодые герои пытаются понять и принять мудрость старших, а старшие – мир современный, иной раз слишком сложный и непривычный для них. И тут, в этом не столько столкновении, сколько переплетении человеческих судеб, опять-таки возникают разные характеры, а кроме того, черты национальные, черты осетинского быта, уклада и, если так можно сказать, нрава.

 
<< Первая < Предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 Следующая > Последняя >>

Страница 5 из 7