май 2012 все номера

ВЫПУСК № 19 МАЙ 2012

Расписался на Рейхстаге

Наш земляк Гавриил Семенов

У Гавриила Васильевича биография обычная, как у миллионов советских людей. Но она уникальна своей простотой и схожестью в любви к Родине, единодушии и стремлении поколения создателей нового, лучшего в истории человечества общества и готовностью «за ценой не постоять», отстоять завоевания этого общества. И отстояли в кровавой битве с человеконенавистничеством. А затем, засучив рукава, они поднимали страну из руин, становились за рабочие станки, к мартеновским печам, садились за штурвалы тракторов, комбайнов, заполняли студенческие аудитории, показывая образцы трудолюбия, жажду знаний... И этим высоким примером вели за собой подрастающую смену.

Родился Гавриил Васильевич 22 июня 1922 г. на хуторе Соколове Моздокского района Северной Осетии (х. Соколов и Курский район в те годы входили в состав Моздокского района) в семье крестьянина. Кабардинец. Окончил четыре класса Соколовской начальной школы. В тяжелые голодные годы начала тридцатых годов ХХ столетия в двенадцатилетнем возрасте мальчик пошел в хлеборобы, предопределив тем самым всю свою дальнейшую судьбу, связавшую его навсегда с земледелием на благодатных высокоурожайных хлебных нивах Моздока и Ставрополья.

 

У нас поэты, словно свечи

Написанное поэтессой Любовью Сушко о поэтах, которые, «словно свечи, полыхают в темноте ночной», в полной мере относится к двум «великим и незаслуженно забытым певцам Осетии» – Игорю Дзахову и Герману Гудиеву. Их памяти была посвящена встреча стихотворцев в поэтическом чай-клубе в Национальной научной библиотеке.

Своими воспоминаниями о яром шестидесятнике, талантливом поэте и журналисте, авторе стихов лучшей песни о нашей столице «Мой синий город» (музыка Алана Плиева) Игоре Дзахове и тонком, ироничном стихотворце, сценаристе, кинорежиссере Германе Гудиеве поделилась народная поэтесса Осетии Ирина Гуржибекова. «Я близко знала их обоих. И в творчестве, и в жизни Игоря и Германа роднили внутренняя свобода, неравнодушие и несоглашательство», – сказала она. Ирина Георгиевна прочла особо тронувшие ее, трепетные, мудрые, проникновенные стихи обоих поэтов.

Эстафету подхватил другой соведущий вечера – молодой талантливый поэт Чермен Дудаев. Он тоже читал полюбившиеся стихи Игоря Дзахова и Германа Гудиева. На творческом вечере Германа Гудиева Чермену в свое время посчастливилось побывать. «После этого я поменялся очень», – признался он.

Величайшая несправедливость, заметила Ирина Гуржибекова, заключается в том, что уже давно должны были выйти солидные книги и Игоря Дзахова, и Германа Гудиева. Но, увы, не вышли. Между тем у этих замечательных поэтов есть и неопубликованные стихи. И это несмотря на то, что их поэзия, проникновенная и злободневная, так необходима сегодня нам, живущим.

 

Ольга МЕТРЕВЕЛИ


 

 

 

Клещи – берегитесь кровососов!

Наслаждаясь красотой весенней природы не надо забывать об опасностях, которые подстерегают нас, отдыхающих. Одна из них– иксодовый клещ, через укус которого могут передаваться возбудители инфекционных заболеваний. Период активности клещей начинается   весной   и продолжается до октября месяца. Пик численности приходится на май–июнь. Паразитируют клещи на коровах, овцах, козах, собаках, диких грызунах. Как ни странно, многие по сей день относятся к клещам как к пустяку, приравнивая укус клеща к укусу осы: больно, но не очень опасно. Размеры от 2 мм и более, тело плоское, овальное. Сытые, насосавшиеся крови клещи приобретают форму шара, увеличиваясь в размерах. Укус клеща можно и не почувствовать, так как он выделяет специальное вещество, вызывающее местное обезболивание, затем клещ незаметно перебирается в кожные складки, волосистую часть головы, в шею, т. е. в места, где кожа наиболее нежная.

Клещ чаще всего живет в траве и в невысоких кустарниках. Выше 1 метра он, как правило, не забирается. Наиболее часто клещ атакует, когда человек садится на травянистую лужайку. Клещи настигают людей не только в загородных местах отдыха, но даже во дворах жилых домов. Особое внимание необходимо уделять парковым зонам, летним оздоровительным лагерям, где травяная растительность должна быть скошена.

 

«Чысыл джигит»-ы ног æнтыст

Ирон фарны уидæгтæм нæ фæсивæды кæм æмхиц кæнынц, нæ фыдæлты культурæйыл æнувыд уæвыныл сæ кæм ахуыр кæнынц, уыцы артдзæстытæй иу у Сывæллæтты сфæлдыстады республикон га-
луаны адæмон кафты зындгонд ансамбль «Чысыл джигит». Ирыстоны адæмæн йæ аивад зынаргъ æмæ уарзон у. Кæддæриддæр сæ кафт стыр дисы бафтауы куыд хистæрты, афтæ кæстæрты дæр. Сæ алы рацыд дæр вæййы æгъдауыл. Сæ фезмæлд рог æмæ зæрдæмæдзæугæ. Æвзонг артисттæ цæсты
гагуыйау хъахъхъæнынц ирон кафты æцæг адæмон хуыз. Уыцы уагыл æй хæссынц дзыл-лæтæм Уæрæсейы æмæ фæсарæнты. Нæ куль-турæмæ ахæм зæрдæ кæй дарынц, ууыл дзурæг сты сæ бирæ хорзæхтæ. Сæ кадджындæр – Хетæгкаты Къостайы номыл паддзахадон преми.

Æрæджы дæр та ансамбль фæуæлахиз сывæллæтты музыкалон аивады дунеон фестиваль «Зæхх – нæ иумæйаг хæдзар»-ы. Ацы аивадон ерыс цыд Екатеринбурджы. Ардæм цы фæсивæд æрбамбырд, уыдон уыдысты нæ бæстæйы алы рæттæй, хæстæг æмæ дард фæсарæнтæй. Æвзонг артисттæ сæ курдиат æвдыстой зарынæй, кафынæй æмæ музыкалон инструменттæй цæгъдынæй. Æппæт къордты æхсæн ирыстойнаг кафджытæ сæ арæхстдзинадæй уæлдай бæрæгдæр дардтой. Фестивалы архайджытæ æмæ жюрийы уæнгтæ æхсызгонæй æмбæлдысты сæ алы рацыдыл дæр. Равдыстой сын цыппар кафты – «Ирон хъазтизæр» (лæппутæ йæ кафыдысты нымæттимæ), «Хохаг» (сæвæрдта йæ ансамблы раздæры солист, курдиатджын хореограф Кокайты Алан), «Дагестайнаг» æмæ «Шалахо».

 

Музей под открытым небом, или Цмитинский Лас-Вегас?

Многим любителям горного туризма Северной Осетии и далеко за ее пределами знакомо древнее высокогорное селение Цмити, расположенное в Куртатинском ущелье. Это селение идеально подходит для туристических маршрутов этнографической направленности. Оно не только невероятно живописное, но и имеет богатую многовековую историю.

Цмити как будто висит на склоне горного хребта неподалеку от поселка Фиагдон, его видно издалека уже с трассы. Это один из древнейших населенных пунктов в Осетии. Здесь сохранились памятники материальной культуры – жилища, сторожевые башни, склепы, культовые сооружения. С конца XVIII – начала XIX века, когда селение насчитывало до 100 домов, и до наших дней здесь сохранилось 11 фамильных башен.

По своей уникальности (месторас-положение, площадь и количество сооружений) архитектурный комплекс Цмити можно поставить в один ряд со многими известными на весь мир объектами культурного наследия, представляющими собой историческую, археологическую, архитектурную, научную, этнологическую и антропологическую ценность, отнесенными к объектам всемирного культурного и природного наследия.

 
<< Первая < Предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Следующая > Последняя >>

Страница 4 из 13