апрель 2012 все номера

Весенние краски молодых

Во Владикавказе в выставочном зале Союза художников РСО-А открылась традиционная республиканская молодежная выставка «Молодость  Осетии». Около 80 произведений живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства были представлены на суд взыскательных зрителей.

Отбор произведений, как заверил собравшихся представитель выставкома художник Роберт Каркусов, на протяжении 20 лет занимающийся экспозициями, был самым жестким. А критерий отбора один – профессионализм.

«Появились новые имена», – констатировал председатель Союза художников РСО-А Таймураз Маргиев. А участники прежних молодежных выставок талантливые художники Алан Кокаев, Аркадий Абаев, Залина Джиоева перешли уже в другую возрастную категорию. Что ж, большому кораблю, как говорится, большое плавание. На их место пришли другие талантливые молодые художники, в частности Тина Тасоева и Валерия Кумаритова, чьи полотна особенно понравились. «Это самостоятельные работы, имеющие свою концепцию, свою направленность, в них прослеживается почерк авторов», – добавил к сказанному Таймураз Маргиев.. 

 

Один день Марата Дрисовича

То, что пенсия – дар свыше, но далеко не Божий, Марат Дрисович понял уже через месяц своего заслуженно пенсионного существования. Но дело в том, что и Божьего дара искры в нем вспыхивали временами, несмотря на техническое образование, – когда надо было кого-то поздравить, написать доклад, или телеграмму, или, господи помилуй, эпитафию. Стишки и вполне грамотная проза выскакивали из него мгновенно, по заказу, и это сильно устраивало родню и сослуживцев. Вот и теперь призадумался Марат Дрисович: что, если в наш век благоволения к малому бизнесу попробовать и ему подзаработать? Ведь при тех лекарствах, что ему прописали, он на свои семь тысяч не проживет…

 Придумано – сделано: он дал в две газеты, разместил в Интернете и на двери подъезда объявление – «Пишу за скромную плату статьи, речи, поздравления, эпитафии, лозунги…». Ну и адрес свой электронный и почтовый, и телефончик домашний и мобильный.

 Через день после публикации объявления звонки в его холостяцкой квартире раздались уже в восемь утра, потом в девять, десять – и так до шести вечера. Первая же просьба поставила его в тупик: речь министра неотложных дел (он даже не знал, что есть такое министерство). Как начать ее – «уважаемые господа», или «товарищи», или «друзья» (но тогда дорогие?)… В конце концов написал «коллеги». Судя по переданной ему информации, звезд с неба этот министр не хватал, но похвастаться хотел основательно. Только закончил Марат и поставил точку на 12-й странице, как полудетский голос попросил поздравить его прабабушку с 80-летием, сказав, что она – ветеран войны. Марат быстренько накропал: «У тебя на висках седина. До сих пор тебе снится война. Всегда с бабулей наши сердца. Мы будем с ней до ее конца».

 

Искания истины или пересуды?..

Нафи Джусойты

Внимательно прочитал Тины Дзокаевой статью с непомерно длинным названием: «Зеленчукская надпись» и ее сомнительная трактовка. К вопросу о неправомерности отождествления «староосетинского» языка с так называемым «аланским»... И уже само название заинтриговало своим невиданно претенциозным характером и нравственной вседозволенностью. Ведь автор объявляет несуществующими такие понятия, как надпись на Зеленчукском камне, староосетинский язык и этноним алан. Они закавычены и порой, словно изгои, объявляются «так называемыми».

Что же довело Тину Дзокаеву до такого буйного неприятия «Зеленчукской надписи» и ее трактовки, ведь плита с надписью найдена сто двадцать лет тому назад, ее прочтению Всеволодом Миллером через год исполнится столько же лет?.. К чему же такое экстремистское нападение?

Оказывается, автор одержим какой-то неугомонной ненавистью к «племени аланскому», которое якобы не имеет никакого отношения к осетинскому народу. А вот В. И. Абаев пишет: «Значение Зеленчукского памятника заключается в том, что: 1. это – единственный, обнаруженный до сих пор памятник древней (точнее, средневековой) осетинской письменности; 2. он найден на территории исторических алан и, следовательно, служит одним из подтверждений тождества осетин с аланами и пребывания осетин на Западном Кавказе» (ОЯФ, с. 260).

 

Ах, как они любили!

Слова, вынесенные в заголовок, из припева незатейливой песенки о Ромео и Джульетте, трогательная история любви которых, воспетая Шекспиром, и спустя столетия не перестает потрясать. Премьера бессмертной трагедии великого английского драматурга и поэта состоится в Осетинском театре 21 апреля, в день рождения известного режиссера и драматурга, народного артиста России, лауреата Государственной премии им. Станиславского Георгия Хугаева (в этом году ему исполнилось бы 90 лет).

«В 1992 году, когда отмечалось 70-летие со дня рождения и 50-летие творческой деятельности Георгия Доментьевича, – рассказывает руководитель литературно-драматической частью театра, заслуженная артистка России Тамара Кабанова, – он признался, что сожалеет о том, что ему так и не удалось поставить трагедию Шекспира «Ромео и Джульетта».

Поэтому вполне логично, что готовящаяся премьера будет посвящена памяти (а к ней в Осетинском театре относятся весьма бережно и трепетно) Георгия Хугаева, вся жизнь которого и как режиссера (он, как никто другой, умел увлечь актера, влюбить в происходящее на сцене), и как драматурга была отдана национальной сцене.

 

Искатель прекрасного

Важнейший институт книги – это, конечно, библиотека. И не мудрено, ведь книга укорачивает путь к себе. Работая в библиотеке, человек духовный создает ту культурную среду, которая подпитывает общество. Способный библиотекарь аккумулирует ростки просвещенного искательства вокруг и является проводником книжной мудрости.

В ряду таких людей – наша героиня. Опытный библиограф и методист, краевед и искусствовед одновременно, заслуженный работник культуры РСО-А… Долгие годы является одной из тех, на ком держится наша библиотечная отрасль, в недавнем прошлом – бессменный заведующий отделом искусств Национальной научной библиотеки РСО-А Людмила Тимофеевна Хмелева!

В ее творческом багаже много приобретений и одно из основных – работа над тематикой «Знаменитости на берегах Терека». Это многогранное исследование давно привлекало умы и души специалистов в области истории искусств, образования и науки XVIII–XX вв. Наиболее известные наши современники Д. Гиреев, Г. Кусов, Б. Калоев, а так же Г. Федосеева, К. Попов и многие другие работали над этой темой.

 
<< Первая < Предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Следующая > Последняя >>

Страница 6 из 11