Зилахар


О ценностях мнимых и настоящих

Наши предки в оценке достоинств человека пользовались всего лишь двумя определениями, «ёгъдауджын» (наделенный благородством) и «ёнёгъдау» (лишенный благородства). При этом благородным признавался тот, кто жил в труде, в воздержанности, в ладу с природой и законами гражданского общежития.
  Именно таковыми идеализированными «эталонами» являются герои многочисленных сказаний о славе и величии предков осетин. Поэтому можно твердо сказать: современных осетин, наследников нартов, сберегло осмысленное исповедание строгих норм обычного права «Ёгъдау». Этот неписаный кодекс чести и поведения являлся для них во все времена универсальным генератором иммунных процессов, делал невосприимчивым к человеческим порокам и мелким страстям. Именно Агъдау являлся несущим нравственным каркасом этноса, выносил вперед систему непреходящих ценностей, указывал вектор развития общества. Именно Ёгъдау предопределял относительную бесконфликтность общества, уберегал от внутренней эрозии. Не имущественное благосостояние или кастовое положение являлись мерилом человеческой значимости, а личная честь, внутренняя культура и готовность служить обществу.
 

 
<< Первая < Предыдущая 1 2 3 4 5 6 Следующая > Последняя >>

Страница 3 из 6