№ 9 март 2012

В издательстве «Вагант» вышел роман владикавказского автора

С писателем Виктором Буйвидасом побеседовал Михаил Дзиов.

– Начну с нежданчика. Как возник в вашем творчестве музыкальный период?

– Меня поразила виртуозная игра на гитаре Сергея Алборова. Я попробовал написать для него пару текстов. Дело заладилось. Думаю, Сергей поет песен двадцать на мои стихи. Чуть позже мы с Аланом Такаевым устраивали «Музыкальные ринги». Тогда Эльза Рамонова гремела со своей «Желтой луной». Я показал ей один женский текст. Так родился хит «Ла риведери». Результатом всей полосы стал рассказ «Звонок из космоса». В 2001 году его напечатал журнал «Космополитен».

– Как продвигается работа в кинематографе?

– В кино сделано не так много. Я являюсь автором закадрового текста к кинофильму «Потомок Великого Князя». Лента рассказывает о живописце Григории Гагарине. Фильм открывал программу международного кинофестиваля «Золотой Витязь» (Кисловодск, 2007). В прошлом году написал сценарий документального фильма «Герой в героическом городе» для Северо-Кавказской студии кинохроники. Это теплый, по-человечески добрый рассказ о легендарном разведчике Великой Отечественной, полном кавалере ордена Славы Викторе Михайловиче Коняеве. Съемки начались в октябре 2011 года. Режиссер – Мадина Тезиева. Сейчас картина уже смонтирована.

 

Впервые в Цее

Несмотря ни на что, горнолыжный спорт – спорт энтузиастов и романтиков – набирает в Осетии свою высоту.Мы не можем похвастаться чемпионами в масштабах страны, но то, что произошло в день выборов Президента России 4 марта 2012 года заслуживает внимания читателей.

Впервые за все времена в Цейском ущелье группой энтузиастов – президентом Федерации горных видов спорта В. К. Козаевым и детским тренером по горным лыжам В. Королевским проведены соревнования по горнолыжному спорту среди детей дошкольного и младшего школьного возраста. Самому юному участнику соревнований едва исполнилось три годика. А самому старшему спортсмену – десять лет. Поучаствовать в соревнованях сюда приехали дети из Владикавказа, Волгограда, Москвы и Ростова-на-Дону.

Накал спортивной борьбы и страстей был не ниже иных взрослых соревнований. Отличный солнечный день, прекрасное настроение участников, болельщиков и родителей создали чудесную атмосферу спортивного праздника.

 

«Спасти и сохранить» как руководство к действию

Необычная фотовыставка с добрым названием «Спасти и сохранить» (основная тема «Владикавказ – летопись в камне» – проблемы сохранения архитектурно-художественного наследия) открылась в канун 8 Марта во Владикавказе – в Музее геологии и горного дела СКГМИ. Выставка необычна тем, что, во-первых, она передвижная (уже экспонировалась в разных местах, в том числе и в Республиканском доме искусств), во-вторых, постоянно пополняемая (за последнее время добавилось 12 планшетов – а это более 200 фотографий).

Как заметил автор идеи и руководитель проекта профессор кафедры архитектуры СКГМИ, заслуженный деятель культуры России, директор Северо-Осетинского филиала Российского фонда культуры архитектор Сослан Цаллагов, сейчас в разработке находится еще одна тема – «Владикавказ, который мы потеряли» – это храмовое зодчество, красивейший дворец барона Штейнгеля (здание было взорвано большевиками в годы гражданской войны), триумфальная арка, памятник рядовому Архипу Осипову и штабс-капитану Лико.

 

Спасибо матерям!

 

 

 

 

 

 

 

 

В адрес редакции пришло письмо-благодарность из Пермского военного института Внутренних войск МВД России.

В письме рассказывается о том, как проходят обучение наши земляки – курсанты военного института  Андрей Сысоев, Василий Береснев, Борис Енацкий. Все названные курсанты, отмечается в письме, постоянно работают над повышением своего образовательного уровня, активно участвуют в общественной жизни института.

Приведем, к примеру, несколько слов из характеристики курсанта-отличника Андрея Сысоева: «...проявил старание и настойчивость в усвоении учебной программы. Наибольший интерес проявляет при изучении военных дисциплин. Имеет широкий кругозор. Способен качественно выполнять поставленные задачи, быстро ориентироваться и умело действовать в сложившейся обстановке, проявляет разумную инициативу. Пользуется заслуженным авторитетом у товарищей».

Надо отметить, что в характеристиках на всех наших курсантов отмечено, что они пользуются авторитетом у своих товарищей.

Командование училища просит через нашу газету передать слова благодарности родителям курсантов за их достойное воспитание. Что мы и делаем с удовольствием.

 А ребятам из Осетии желаем дальнейших успехов в их учебе и службе. И отдельное им спасибо за то, что, избрав своей профессией «Родине служить», они делают это достойно.

 

Редакция «ПО»

 

 

«Зеленчукская  надпись» и ее сомнительная трактовка

К вопросу о неправомерности отождествления «староосетинского» языка с так называемым «аланским»

Тина Дзокаева

Под «Зеленчукской надписью» имеется в виду эпитафия, надпись на плите, якобы найденная в районе реки Большой Зеленчук недалеко от Архыза. С данного аргумента  началась лингвистическая концепция тождества осетин и аланов. 

Однако  аргумент имеет несколько существенных дефектов. Прежде всего, вызывает вопросы сам факт существования камня, плиты, на которой была сделана надпись.  Был ли камень? По крайней мере, никто из исследователей, занимавшихся разгадкой надписи и создавших целое научное направление на основе этой надписи, похоже, плиты той не видел! Лингвистам, историкам и археологам нечего предъявить в качестве материального носителя данного свидетельства, кроме как снимков с камня и копий с тех же снимков. Тем не менее, научная идея сформулирована и работает.

В научный оборот понятие ввел Вс. Миллер уже после издания «Осетинских этюдов», возможно, как лингвистическую иллюстрацию иранской природы осетинского языка. Но как-то странно все получилось. К Вс. Миллеру попал снимок, сделанный Д. Струковым якобы с плиты, которую он обнаружил на Кавказе. Снимок был использован Вс. Миллером, который занялся дешифровкой надписи, сделанной греческими буквами. На каком языке расшифровка? Конечно, на осетинском, решил Вс. Миллер, и как бы продолжил свои «Осетинские этюды». Так было положено начало научному направлению под названием «Зеленчукская надпись».

 
<< Первая < Предыдущая 1 2 Следующая > Последняя >>

Страница 1 из 2