Под знаменем Шамиля

И первая, и вторая реакции, и даже когда похоронили, вероятно, главного гражданина нашего народа, были одинаковы и выражаются одной фразой: «Не может быть!». Ни мозг, ни сердце не хотят или не могут (я не знаю) вынашивать мысли и чувства, а рука не поднимается писать о произошедшей национальной катастрофе. Другого определения, по моему глубокому убеждению, нельзя дать случившемуся. Убили не только выдающегося гражданина, поэта, ученого, уважаемого во всем народе человека. Убили нас всех, кто еще хоть где-то в глубине души считает себя осетином. Убили тех, кто молится Всевышнему на родном осетинском языке, тех, кто считает, что имя нашему Господу – СТЫР ХУЫЦАУ, а никак не иначе… Осетинский народ обезглавили… Таких духовных лидеров только Бог иногда посылает на землю, а сама земля, видимо, неспособна так часто их рождать… Есть ли сейчас в Осетии человек, который вот так же открыто, невзирая на лица, чины и звания, способен защищать интересы своего народа, как Шамиль? Сколько же он тащил за собой нашу интеллигенцию, увязнувшую в мелких дрязгах, копошащуюся в своем местечковом болотце, мечтающую только о сытой, со всеми удобствами жизни, и возвышающей свой, прерываемый иканием, голос за правду только во время застолий.

 

Нет, мне не хотелось бы представлять Шамиля как святого и безгрешного… Он таковым и не был… И не хотелось бы огульно, скопом уничижать всю осетинскую интеллигенцию, в среде которой есть честные, глубоко порядочные, по-настоящему талантливые люди…Тем более и права у меня на это нет. Не мне, как говорится, судить. Но, думаю, трудно будет оспаривать, что по открытости, по безоглядной смелости в отстаивании интересов осетинского народа с Шамилем мало кого можно сравнить…

Что дальше? Кто виноват? Что делать?

Опять пошумим, помычим и продолжим жевать травку? Ну, а может, мы все же не стадо?! Может мы все же люди, у которых где-то затаилось чувство собственного и чувство национального достоинства?! Может, пора понять, что если уже не боятся лишать жизни наших духовных лидеров, то нас вообще уже ни во что не ставят? Целью этих тварей, плодящихся как ядовитые грибы, было запугать ту часть Осетии, которая смеет думать… Не думать иначе, а просто думать... Им самим, судя по их волчьим повадкам, думать нет необходимости, и ответственности никакой… За них думают, и инструктируют их далеко-далеко отсюда…

Исходя из складывающейся ситуации, не стоит ли осетинам возвысить свой голос против религиозного мракобесия, которое грозит нашему народу, ни много, ни мало – уничтожением. Это отнюдь не преувеличение. Нас почти растащили по религиозным углам. Священники, имамы, разного рода проповедники заполонили нашу маленькую Осетию и вступили в яростную схватку за наши души. И в эту схватку, как мы все убедились, вступили фанатики. А где гарантия, что это последний такой случай? Кто убережет каждого из нас от ножа очередных дегенератов, которым, несмотря на совершенный хадж, покажется, что «мусульманин» и «живодер» – одно и то же понятие?

Может, пора вообще понять, что никакая из религий не способна объединить наш маленький народ. Ведь человеку, придерживающемуся ирон жгъдауа трудно понять, что пожертвования в православных храмах во многом идут не только на помощь бедным и страждущим, но и на набивание утробы коммерсантов в рясах… Как он не может понять и позорную возню, которая творится вокруг тех же пожертвований уже в осетинских традиционных святилищах. Ну, никак, кажется, не определят, кому же быть кассиром самых «рентабельных» дзуаров. Это не мое изобретение, в свое время, вполне серьезно предлагалось закрыть некоторые нерентабельные (так и было сказано) дзуары. Вот такие неправедные дела творятся под разными знаменами Единого Бога на нашей маленькой, когда-то благословенной, земле… Не Божий это промысел! Все это от лукавого!

Нам было мало внутренних узкоместнических «разборок», которые тоже очень умело из шуточно-бытовых кое-кто стал трансформировать в проблему. Теперь же нам навязали и межрелигиозные различия. И, в результате, мы получили пролитую кровь поэта, для которого был только один образ, которому он поклонялся всецело, искренне, истово – это ИРЫСТОН! Родина, которую он не делил на южную и северную, Родина, ради которой и принял мученическую смерть. А, может, эта смерть ниспослана Всевышним, как сигнал всем нам? Может нам само Небо подсказывает, что поэт принес себя в жертву ради своего народа и его кровь призовет нас объединиться, забыв все разногласия? Ведь нам не хватает только одного – ЕДИНСТВА! Самый величайший осетин всех времен Коста Хетагуров призывал нас к единству… Всю свою яркую жизнь Шамиль Джикаев следовал примеру своего кумира…

Кто сегодня способен подхватить осетинское знамя, могущее сплотить нас раз и навсегда? Может, есть смысл создать объединяющее всеосетинское движение имени Шамиля Джикаева? Или мы сегодня сплотимся на основе своих тысячелетних традиций, жмж нжхи жвзагыл, сжрыстыржй, уырдыг лжугжйж кувдзыстжм Стыр Хуыцаумж жмж йе сконд зждтжм, или будем завтра, стоя на коленях, бормотать молитвы на чужих языках…

Выбор за нами… Пепел Шамиля стучит в наши сердца!

 

Юрий Фидаров