Растет музыкальная смена…

Необычный концерт симфонического оркестра состоялся в ГГАУ. И необычность его заключалась в том, что дирижировали его величеством оркестром совсем юные маэстро – четырнадцатилетний Хетаг Тедеев и девятилетняя Дана Муриева. 

Оба они ученики заслуженного деятеля искусств РСО-А, композитора Тамерлана Хосроева, который вот уже на протяжении десяти лет растит и, надо сказать, довольно успешно (вспомним хотя бы Тимура Зангиева) юных дирижеров, талант которых просто расцветает в руках дальновидного учителя.

То, что это действительно так, и Хетаг, и Дана продемонстрировали незамедлительно. Первым на сцену вышел Хетаг Тедеев, по-взрослому серьезный и сосредоточенный. Оркестр под его управлением исполнил довольно сложную и редко звучащую Четвертую (романтическую) симфонию блистательного педагога Венской консерватории, выдающегося органиста и композитора Антона Брукнера, которого за непознанность и глубину называют еще композитором ХХ века. Зал взорвался аплодисментами, пронаблюдав за тем, как мастерски довел свою «партию» до конца юный маэстро.

После этого публику порадовала необыкновенно эмоциональная и обаятельная Дана Муриева, которая так же, как и Хетаг, ни  чуточку не робея,  продемонстрировала свое дирижерское мастерство. Оркестр под ее управлением  исполнил божественную пьесу Карла Марии Вебера «Приглашение к танцу», которая была написана в 1819 году, как это ни странно, для фортепьяно. Но глубокая симфоническая основа этого произведения превратила его в блистательное сочинение для симфонического оркестра… И снова гром аплодисментов, цветы, улыбки.

 

Во втором отделении концертной программы оркестром дирижировал исключительно Хетаг Тедеев. Репертуар был сколь разнообразен, столь и интересен. Прозвучали сочинения разных стилей и эпох: «Смерть Изольды» из оперы-поэмы Вагнера  «Тристан и Изольда», симфоническая поэма «Молитва» Ацамаза Макоева (публика приветствовала громкими аплодисментами автора, присутствовавшего в зале), ария Яго из оперы Верди «Отелло» в исполнении солиста Михайловского театра Санкт-Петербурга Вадима Чельдиева, дуэт де Грие и Манон из оперы Масне «Манон» в исполнении солистки Северо-Осетинской государственной филармонии Эллы Некрасовой и оперного певца из Кабардино-Балкарии Тимура Гуазова, арии Леоноры из оперы Верди «Сила судьбы», Нормы из оперы «Норма» Беллини, Кармен из оперы Бизе «Кармен» в исполнении блистательной оперной дивы Ирины Джиоевой-Гагитэ.

А Хетаг Тедеев, все это время находившийся за дирижерским пультом, казалось, жил музыкой, дышал ею. Он, складывалось впечатление, даже не чувствовал усталости, хотя управлять оркестром на протяжении почти всей концертной программы, которая длилась более двух часов, ой как непросто. Но Хетаг справился. Да иначе и быть не могло для дирижера, пусть пока и очень юного, который мечтает поставить оперу.

После концерта со словами приветствия и поздравления к молодым дирижерам обратились заместитель министра культуры республики Галина Тебиева, начальник управления культуры г. Владикавказа Мадина Атаева. Они преподнесли юным дарованиям подарки – от Министерства культуры, от владикавказской городской мэрии. Но главный сюрприз для собравшихся в этот вечер в зале был впереди. Настоящим ликованием было встречено публикой сообщение представителей Северо-Осетинского филиала Российского фонда культуры Александра Кадыкова и Евгении Шевцовой о том, что Хетаг Тедеев стал стипендиатом Российского фонда культуры по программе «Одаренные дети». Ведь верно было сказано поэтом: «Талантам надо помогать, бездарности пробьются сами».

 

Ольга РЕЗНИК