Обращение ко всем защитникам духовного наследия предков

В газете «Пульс Осетии» за № 7 от 22.02.11 был опубликован мой ответ на статью уважаемого Т. Камболова об осетинской религиозной традиции. Затем состоялась наша встреча с Т. Камболовым и представителями движения «Стыр Ныхас» в формате диспута. Отношение ДУМ к статье Т. Камболова было изложено четко и аргументированно. Более того, в моем ответе на статью было предложено встретиться всем заинтересованным и обсудить вопросы, нас всех волнующие, и их доказательную базу.

Вместо этого мы видим обращение к «Высшему совету осетин» с невнятным содержанием, но весьма жесткой риторикой. Обвинение в «религиозной экспансии» и освоении «целины». Воистину, побойтесь Бога! Какой целины? 2011 лет христианства и 1432 года ислама обошли Осетию стороной? Как осетины, вопреки развитию мировой религиозной культуры, умудрились остаться в стороне и сохранить традиции предков? Каких? Нас тогда и осетинами еще не определяли. И на наследие алан претенденты не только мы.

Определяя «миролюбие» осетинской религиозной традиции, ее «демократизм и толерантность», вы в то же время выражаете решительный протест против активности религиозных миссионеров, обзываете людей, вам лично не знакомых, «религиозными марионетками». Вы недовольны позицией «Стыр Ныхас», да и всеми, кто не разделяет вашу позицию. Дух претенциозности, наполнивший ваше обращение, не соответствует «миролюбию и толерантности», отличающими, по вашим словам, осетинскую религиозную традицию.

Мне не понятна ваша обеспокоенность «неизбежного раскола осетинского общества по религиозному принципу». Осетины сотни лет жили в мире и согласии, а теперь на тебе – с вашей легкой руки мы должны расколоться. Очень примитивно. Тем более, учитывая, что, по вашим словам, «этой религии придерживаются 80% осетин».

По сложившемуся мнению, 25–30% населения являются атеистами, т. е. остальные, так получается, являются вашими сторонниками. К чему тогда горячиться и призывать общественность столь жесткой риторикой?

Я вновь обращаюсь к вам. И как частное лицо, исповедующее ислам, и как председатель Совета ДУМ, чьи усилия направлены на сохранение наследия наших предков, на сохранение целостности и единства нашего народа, нашей общей культуры, включая и религиозную.

Предлагаю встретиться в любом формате: беседа, дискуссия, «круглый стол». Мне понятна обеспокоенность любого гражданина судьбой и будущим своего народа. Понятна, когда свою заботу он подтверждает делами. Я говорил и еще раз повторяю. Многие вопросы вызваны незнанием религии и на основании этого недоверием друг к другу. Но Господь наш наделил нас разумом и волей не для вражды и раздора, а для блага общества и каждого из нас. С частью поставленных вами вопросов мы согласны, и вы не можете отрицать наших аргументов. Нам всем необходимо сесть за стол и услышать друг друга. И вам, и нам, и представителям православия. Осетия – родной наш дом и дом довольно маленький. Мы все знакомы, все родственники, все друзья и приятели. Если обеспокоенность наша соответствует национальному долгу и гражданской ответственности, не подобает нам общаться через прессу и заочно полемизировать. Давайте глаза в глаза, с намерением добра всем, с намерением сохранить то единство и стабильность нации, что оставили нам предки.

Покажем нашему народу, что сама культура присутствует в нашем диалоге. Культура общения и добро познавания.

Мы не только осетины, мы часть народа Осетии, часть общества российского, часть ее культуры. Запираться в своих ущельях, чувствуя свою уникальность и неповторимость, перспектива вопреки усилиям наших предков, на которых мы ссылаемся.

Не может быть осетинской арифметики, математики, как и не может быть осетинской астрономии, медицины, так же не может быть осетинской религии. Это категории мировой цивилизации. Может быть, и есть она – осетинская культура и традиция, в том числе и религиозная, но она является производной мировой религии на основании Божественного откровения. Предметом познавания и единения, базой нравственности и самопожертвования. Достояние народа, его история.

Нам есть что обсудить, и не формальная встреча, а только во благо, ради общего интереса. Необходимо разделить мифологию и религию, легенды и поклонение Творцу нашему.

Мы приглашаем всех заинтересованных: ул.Фрунзе, 24. Тел.: 54-82-76.

С уважением и благими намерениями,

Х. Х. Гацалов,

муфтий ДУМ СО