1. Если сказаны великолепные, правдивые слова – 
«…только тогда изменения проявятся и отразятся и на финансовом, и на экономическом положении Осетии, и в общественном сознании, когда к ним будут применены средства культуры…» (из Послания Главы республики), то почему в том же Послании самой культуре, искусству уделено в 15 раз меньше места, чем другим отраслям?
Почему один раз прямо не сказать, что за фестивалями, конкурсами, концертами – за всем этим красивым занавесом скрыты голые декорации: низкая зарплата работников культуры, задавленное современными застройками уникальное Цмити, отсутствие нормальных условий для работы даже самых знаковых художественных коллективов? И вот тут сразу всплывает Вопрос № 2…

 

2. До каких пор обласканный почестями и поддержанный всеми СМИ в своем бедственном положении оркестр Булата Газданова будет работать в здании с температурой 14 градусов, никак не обретя достойное его помещение? Если властям трудно раскошелиться, то где вы, спонсоры, меценаты, осетины, хранящие традиции, поющие и пьющие за процветание нации, возводящие небоскреб за небоскребом, аплодирующие потрясающему искусству Булата и его песням? Отстегните на Национальное достояние – и вам воздастся!
А никого из вас дрожь не пробирает при звуках голоса Кима Суанова, которому недавно исполнилось бы 70 лет? Что бы он сейчас сказал, увидев, как Государственный Национальный эстрадный оркестр его имени, получивший признание почти во всей России, никак не получит своего здания? Только репетировать позволили в помещении Союза композиторов. А концерты, между прочим, им невыгодно давать: негде, и потому надо платить за аренду. Вот такие дела, уважаемые читатели. Такие вопросы, которые буквально горят, а ответчики – что-то медлят с ответом…
3. Почему Д. Медведев призвал: «Русской культуре надо уделять особое внимание»?
Президенту логичней было б сказать: «российской культуре». А то получается, как если бы мы сказали, что надо уделять внимание не культуре Осетии, а только осетинской культуре. Да никто и не спорит: на русской культуре и литературе воспитано не одно поколение национальных деятелей культуры и искусства. Однако сейчас, в это страшное своей непредсказуемостью время, нельзя дать погибнуть именно национальным культурам, этим драгоценным частицам культуры России. Когда, например, последний раз на Центральном телевидении появился хоть кадрик, запечатлевший художественную жизнь Осетии? Хотя на первый взгляд все не так уж и плохо: несть числа федеральным заверениям в поддержке нашей культуры, даже Координационный Совет по культуре при Правительстве России «грозит» летом посетить Владикавказ…
4. Почему столько невероятного возмущения и негодования было в голосе теледиктора, сообщившего: «У Пресняковых украли драгоценности на миллион или полтора евро. Как смог, как посмел преступник проникнуть в их дом»?
Вот если бы он таким же удивленно-негодующим тоном спросил, откуда вообще такие драгоценности и такие суммы появляются… Ну, ясно, не в одних пострадавших дело. Дело в продолжающемся российском беспределе: богатении одних, обеднении других… Если бы (см. вопрос № 3) на развитие национальных культур выделялось хоть один-два процента от того, что имеет шоу-бизнес, может, и рождались бы, кто знает, новые Коста, Тугановы, Тхапсаевы…
5. Если Новый год не принес зарплаты вовремя, если Старый Новый Год тоже не принес, то кого винить: казну, казначейство или казнокрадов? Наверное, все же Деды Морозы все растащили на подарки…
***
И напоследок «детский» вопрос: сколько надо будет заплатить, чтобы тебя не отдали под суд, тому, кто поймает тебя при даче взятки, если взятка составила 200 тыс. долларов? Ни один математик точно не подсчитает.
  
Ирина Гуржибекова