Нынешний год знаковый для национального театрального искусства республики. Это год 75-летия Северо-Осетинского академического театра и 100-летия со дня рождения титана осетинской сцены, народного артиста СССР, Лауреата Государственной премии РСФСР имени Коста Хетагурова, награжденного орденами Ленина и двумя Трудового Красного Знамени Тхапсаева Владимира Васильевича.

            Он родился в 1910году в селе Ардон СОАССР. Воспитывался в бедной крестьянской семье и с детских лет помогал старшим братьям и сестрам по хозяйству.

            Мальчик был смышленым и трудолюбивым. Как и все его односельчане, он не имел никакого представления о театре до тех пор, пока в Ардоне не состоялся первый  спектакль - пьеса основоположника осетинской драматургии Ельбиздико Бритаева «Две сестры».

            Двенадцатилетний Володя Тхапсаев тоже оказался зрителем этого спектакля. Вернее даже не зрителем, а слушателем, так-как в зал он не попал. Затаив дыхание, прислонившись лбом к оконному стеклу, старался уловить каждое слово актеров.

            Пьеса произвела на Володю огромное впечатление. Еще не помышляя стать актером, мальчик начал с тех пор увлекаться декламацией стихов, чтением отрывков из пьес, а вскоре организовал группу сверстников в настоящий драмкружок.

 

            За селом, возле старой мельницы, шли оживленные репетиции. Юные актеры и столь же юные зрители были в восторге. Когда же этот кружок подготовил и показал небольшую пьесу писателя Т.Епхиева «Айтег» из жизни сельских школьников, на спектакль пришли и взрослые.

            Успех окрылил ребят, спектакль был повторен уже на подмостках Ардонского клуба. После этого ни Володя Тхапсаев, бывший душой и организатором представления, ни его сверстники – партнеры не были удивлены, когда сельские комсомольцы, заинтересовавшиеся этой затеей, пригласили некоторых из ребят участвовать в занятиях и спектаклях клубного драмкружка.

            Свою первую роль в комсомольском драмкружке Володя, несмотря на волнение, сыграл хорошо.  Ставилась «Ярость» Яновского в переводе одного из первых осетинских артистов Б.Тотрова.

            Вскоре Тхапсаеву стали поручать более ответственные роли. Между прочим, Володя узнал, что в Дзауджикау есть настоящий театр и летом 1927 года пешком отправился в город. Купив недорогой билет на балкон юноша, как зачарованный, не отрываясь, просмотрел в исполнении русских артистов «Разлом» Лавренева. В эту ночь Володя не мог уснуть, перебирая в памяти все виденное на сцене театра с особенным восхищением вспоминая образ матроса-революционера Годуна. Он понял, как много еще нужно узнать, чтобы стать настоящим артистом. А в том, что он должен стать артистом – юноша уже не сомневался.

            Любителей театра, подобных Тхапсаеву, тогда в Осетии было много. Драматические кружки возникали едва ли не во всех клубах и школах, на предприятиях, на стройках. Сама жизнь диктовала необходимость создания профессионального осетинского театра. Летом, 1931г. Тхапсаеву не удалось выехать в Москву вместе с группой, которую набрала Московская комиссия из 200  юношей и девушек.  30 человек  выехали в Москву на учебу в Центральный театральный институт (ныне ГИТИС им. Луначарского), где была организована первая национальная  мастерская – Студия.

            Преподавали в Осетинской Студии видные мастера советского театрального искусства Р. Б.Симонов, В.Я. Станицын, И.М. Раневский. В 1933 году в Дзауджикау при Областном отделе  народного образования был создан театр малых форм, куда набирали любителей из осетин – комсомольцев. Тхапсаев пришел туда одним из первых.

            Зимой этого года из наиболее способных участников осетинской группы Театра малых форм была организована студия  при Русском театре. Занятия в ней вели артисты и режиссеры театра. Владимир Тхапсаев учился в студии, одновременно исполняя в театре обязанности рабочего сцены.

            В судии Тхапсаев обнаруживал незаурядные способности. Трудолюбивый и скромный он упорно овладевал актерским мастерством, настойчиво продвигался к намеченной цели. Несколько угловатый в жизни юноша, на сцене  преображался. Его богатая одаренность привлекала внимание режиссуры театра, и Тхапсаеву, тогда еще слабо владевшему русским языком, стали поручать отдельные эпизоды в спектаклях.

            Настала осень 1935 года. Из Москвы вернулся на родину дружный сплоченный коллектив Северо-Осетинского драматического театра, прошедший прекрасную школу, твердо усвоивший основы советского реалистического искусства. Приезд труппы и открытие театра превратились в подлинный праздник осетинской культуры. В репертуаре сперва были четыре спектакля, подготовленные еще в период учебы преподователями- режиссерами В.Я. Станицыным, И.В. Раневским и их ассистентом молодым режиссером Е.Г. Марковий: «Лгун-Гольдони», «Судьба» - Циновского, «Французский фарс», «Адвокат Патлен» и «Платон Кречет» Корнейчука. В торжественной обстановке 10 ноября 1935г. начал свою работу Северо-Осетинский государственный драматический театр.

            По воспоминаниям современников В.В.Тхапсаев поименно помнил профессиональных артистов, работавших с ним в театре: Соломон Таутиев, яркий талантливый актер, основоположник осетинского профессионального театра (первый народный артист Северной Осетии) Арсен Макеев, Петр Цирихов, Борис Борукаев, Маирбек Цаликов, Гриш Плиев, Асах Токаев, Алмахсит Дулаев, Самсон Хугаев, Иссай Кокаев, Владимир Баллаев, Урусхан Сопоев, Заур Бирагов, Мисост Купеев, актрисы театра: Серафима Икаева, Меретхан Байматова, Афасса Дзугкоева и Люся Тотиева.

            Так-как моя работа в течении десятков лет тесно связана с сохранением, развитием  и пропагандой деятельности коллективов и индивидуальных исполнителей художественной самодеятельности республики, то я считаю своим долгом дать небольшую справку по народным театрам, основой которых для любой нации является как для профессионального, так и народного театра национальный язык, тем более, это имеет прямое отношение к данной публикации.

            Люди старшего возраста и сегодня помнят историю возрождения самодеятельного театрального искусства Ардона (Кузница кадров) которая свое начало берет с 1905 года с затеи вольнодумной молодежи духовной семинарии. Их имена: Елмырза Тлатов, Хадзимурза Дзугаев, Гаддо Урусов, Патари Габиев.

            За долгие годы становления Ардонские драмколлективы, в том числе драмколлектив рабочего клуба совхоза «Ардон» достигли не мало творческих высот от относительно легких, простых и к более трудным и сложным пьесам, как по содержанию, так и по исполнению, по достоинству получивших высокую оценку зрителей.  Первыми режиссерами драмкружка  Мурат Цараков и Эльбрус Наскидаев.

            В его репертуаре в разные годы были спектакли: «Чепена», «Земфира», «Две сестры», «Чермен», «Мстители», «Таймураз». С его подмостков на большую сцену ступили прекрасные артисты: Владимир Тхапсаев, Николай Саламов (дворец культуры носит имя) Берта Икаева, Мурзакум Тебиев, Бибо и Мурат Кумаллаговы, Елкан Кулаев, Юрий Мерденов.

            В этом театре осуществили свои режиссерские проекты Озета Бекузарова, Давид Темиряев, Таймураз Газданов, Тереза Кантемирова, Михаил Гаев, Юрий и Марат Мерденовы,  Земфира Галазова, Коста Бирагов, Мурат Кумаллагов.

            Виднейшим из тех, кто с 20-ых годов и до нашего времени продолжал традиции первопроходцев театрального искусства в Ардоне был Бало Тхапсаев, которому судьба уготовила стать всемирно известным актером. В течение многих лет, несмотря на свою занятость, Владимир Васильевич Тхапсаев не оставлял Ардонский народный театр без внимания. Он часто приезжал к ним на репитиции и делился творческим опытом. В результате на очередном смотре народных театров на подтверждения звания «Народный» Ардонский народный театр стал лауреатом.

            В.В. Тхапсаев изъявил желание выступить вместе с односельчанами в роли Тотаркана в спектакле «Две сестры» Ельбиздико Бритаева и Николая Саламова.

            После спектакля В. Тхапсаев предложил коллективу сфотографироваться на память. Эту фотографию до сих пор коллектив хранит как бесценную реликвию, как память о великом актере и прекрасном человеке. Доброту и простоту которого трудно описать. Наверно читателю интересно, почему именно в творческой биографии В. Тхапсаева пьеса «Две сестры» сыграла значительную роль. Именно эту пьесу впервые он увидел в детстве и много лет спустя сыграл в ней свою первую большую роль на сцене.

            Сегодня, в условиях общего кризиса в России,  театры также переживают нелегкие времена. Было время когда из-за длительного перерыва Ардонский народный утратил среди своих поклонников былой авторитет. Но благодаря Ардонской райадминистрации во главе с Д.П. Дзугаевым и режиссеру народного театра Кумаллагова Мурата театр вернул свою былую славу. Именно они стали в 2009-году победителями со спектаклем «Святой долг» (автор М.Кумаллагов) на международном фестивале взрослых любительских театров под названием «И смех и слезы, и любовь», проходившем в г. Заречном Свердловской области. И приехал оттуда не с пустыми руками. Копилку достижений театра который гордо носит имя великого актера Владимира Тхапсаева пополнила и украсила новая творческая победа. Не менее важной, для актеров и режиссера заслуженного деятеля искусств РСО-Алания М. Кумаллагова, стала награда в номинации «Душа фестиваля».

            В.В. Тхапсаев поименно знал самодеятельных артистов ветеранов театра: К. Каллагов, Т.Урусов, З. Баскаева, М. Цараков, Б. Дзугаев, Т. Тлатов, А. Кудаков, У. Каиров, А. Леков, К. Хубаев, Т. Боциев, К. Леков, Ю. Кулаев, С. Кулаева, Ф. Кулаева, В. Моураов, Е. Гуацаева, С. Фидаров, Т. Кулаева, З. Загалаева.

            А с каким большим волнением встретили ветераны театра решение Ардонского городского Совета Народных депутатов об открытии мемориальной доски на стене дома, где родился  народный артист СССР Владимир Васильевич Тхапсаев. Гордились, что прославленный актер родился, жил и учился в их  родном маленьком городе Ардон.

            И еще одно яркое воспоминание. В рамках Всероссийского фестиваля народного творчества, посвященного 50-летию образования СССР по инициативе Государственного Российского Дома народного творчества в 1973 году в нашей республике был проведен зональный показ народных театров Юга России. Согласно положению о народных театрах, а их было 16, каждый коллектив должен был показать два спектакля. Как исключение, нам хозяевам сцены, разрешили показать три спектакля (Ардонский, Алагирский, Моздокский). Все они стали лауреатами. В то врем, в отделе народного творчества РЦНТ раздел драмы возглавляла известный драматург Хубецова Раиса Васильевна. Именно благодаря ей народные театры республики достигали больших творческих высот.

            Из 16 коллективов - участников зонального показа Юга России  для участия в г. Москве на заключительном показе победителей зональных показов Юга России был отобран заслуженный народный театр им. Б. Тхапсаева г. Ардон (режиссер О. Бекузарова). За показ спектакля «Желание Паша» Д. Туаева он был награжден дипломом 1-степени. По приезду из Москвы коллектива В.В.Тхапсаев прислал коллективу театра свои поздравления где напутствовал их словами: «Не останавливайтесь на достигнутом, трудитесь с еще большей энергией».

            Все участники народного театра им. Б. Тхапсаева и профессиональные артисты, выходцы из народного театра Мурат Кумаллагов, Марат Мерденов, У. Баскаев свято чтут память В.В. Тхапсаева и стараются продолжить традиции, внесенные в театр своим замечательным земляком, служившим для всех нас добрым примером.

Зоя Габуева

Заведующая отделом народного творчества

 РЦНТ заслуженный работник культуры

РФ и РСО-Алания.

           

 

…Он столько лет уже играет…

И не поверит ведь никто,

Что в час, когда он грим снимает,

В пиджак влезает и в пальто,

Идет домой, большой, усталый

С улыбкой счастья на губах,

Его еще не оставляют

Ни боль. Ни гнев. Ни стыд.Ни страх.

И те же мучают вопросы,

Те, что и много  лет назад.

И паренек темноволосый

На цыпочках проходит в зал,

Чтоб на Ардонской клубной сцене

Открыть в себе огромный мир,

В котором нет еще Отелло.

В котором есть уже Шекспир.