Здесь до 80-х годов XX в. размещался Дом культуры, в народе прозванный Дунькиным клубом. Тогда же, еще в советское время, распоряжением Совета Министров республики оно же безвозмездно передано нескольким протестантским группам верующих, но не тем, чьи предки построили его.

По архивным документам, городскими властями указанное здание в 1932 году было муниципализировано. А взамен верующие получили помещение на улице Тенгинской, 21, в котором тогда размещались конюшня и пожарная каланча. Помещение находилось в крайнем запустении. По рассказам очевидцев – известных пасторов Касаева Темирсолтана Дзиовича и Ханаева Бориса Петровича, «...здесь торчали только кирпичные стены с прогнившей крышей, без дверей и оконных переплетов, снятых Бог знает кем. Это позволяло всякого рода бомжам и бездомным преступным элементам превращать его в свое пристанище. Поэтому верующие вынуждены были разбиваться на группы и собираться для удовлетворения духовных потребностей в неприспособленных для этого частных домовладениях и скитаться по всему Владикавказу...»

Евангельские христиане-баптисты вернулись на улицу Тенгинскую только после окончания Великой Отечественной войны. Этому способствовало и смягчение государственной политики к религии. Данное религиозное общество функционирует в этом здании в качестве арендатора у города с 1947 года. За неимением средств и располагая только добровольными пожертвованиями верующих, строительство велось в течение семидесяти лет. Но зато можно сказать, что на руинах воздвигнуто современное культовое здание с добротной инфраструктурой, отвечающее всем требованиям, предъявляемым сегодняшней христианской церкви. Даже его внешний вид радует глаз и привлекает внимание любого прохожего.

Не приняв никакого участия, не вложив в строительство «Дома молитв» ни одной копейки, городские власти возомнили себя хозяевами, собственниками, за все это время принуждая верующих подписывать договоры аренды.

С 70-х годов XX столетия религиозное общество неоднократно обращалось к руководству города о передаче ему молитвенного дома. Сохранилось в архиве и ходатайство Уполномоченного с той же просьбой. В ответ власти отделывались отписками. Только в 2008 году в Администрации местного самоуправления при рассмотрении очередного заявления посоветовали верующим принять участие в аукционе и выкупить его. При стоимости здания в пределах 15 млн руб., почувствовав бессмысленность в состязании на аукционе с толстосумами, религиозное братство вынужденно было обратиться с иском в Арбитражный суд РСО-Алания. Здесь очень внимательно, по-человечески отнеслись к просьбе верующих. И суд под председательством Радионовой Галины Сергеевны 11 января 2009 года признал действия АМС и его комитета по управлению имуществом противозаконными и обязал их передать религиозной организации «Благодать» в собственность здание и сооружения, расположенные по адресу: город Владикавказ, улица Тенгинская, 21 безвозмездно после вступления решения в законную силу.

Федеральный Арбитражный суд Северо-Кавказского округа 25 мая 2009 года решение Арбитражного суда РСО-Алания оставил без изменения, а кассационную жалобу АМС города Владикавказа – без удовлетворения.

Радости верующих не было предела. И их можно понять. После многолетних хождений по мукам они стали собственниками своей святыни, в воздвижение которой в течение долгих лет вкладывали не только свои трудовые копейки, но и души свои. Многие из их братьев и сестер не дожили до этого счастливого дня.

Однако эту радость не разделили в управлении муниципального имущества в лице его бывшего начальника A. M. Мильдзихова. Здесь стали бойкотировать решение суда. В течение двух лет в буквальном смысле издевались над верующими. С пренебрежением встречали пресвитера А. Д. Самошкина. Дело дошло до того, что чиновники этой властной структуры, привыкшие работать в обстановке бесконтрольности и вседозволенности, ни устно, ни письменно не отвечали на законные требования  об исполнении судебного решения. При этом прибегали ко всяким ухищрениям, лжи и подлогам, укрывательству документов.

И это не случайно. После завершения судебного процесса во Владикавказе представитель АМС юрист Д. А. Агабабянц-Мутофян без зазрения совести заявил пресвитеру А. Д. Самошкину буквально следующее:
«Вы еще побегаете, и не только побегаете...» Надо отдать должное чиновникам, которые сдержали свое слово.

В своих ухищрениях они дошли до того, что это помещение объявили бесхозным, как будто к городу оно не имеет никакого отношения. Позволительно спросить их, если это так, то как они на протяжении стольких лет отдавали его в аренду и как они мыслили продать его с аукциона, тем более без правоустанавливающих документов? К сожалению, в обиходе у чиновников такое хамство не только по отношению к верующими.

В создавшейся обстановке я, как официально выступающий в защиту интересов церкви «Благодать», был вынужден обратиться с письмом к мэру города Владикавказа следующего содержания (приводится с сокращениями):

«С позиции доброжелательного горожанина, сведущего в вопросах религии и церкви, довожу до Вашего сведения возмущение тысячи верующих г. Владикавказа, вызванное неслыханной волокитой и издевательствами со стороны чиновников, выразившимися в преднамеренном затягивании исполнения решения Арбитражного суда РСО-Алания.

Грубо нарушая юридические аспекты передачи присужденных зданий, и заведомо зная, что регистрационная палата не зарегистрирует их без правоустанавливающих документов, которые не подготовил комитет, а, по существу, сфабриковал распоряжение, подписанное Вами 21.10.2009 года. Кроме того, для продолжения волокиты и издевательств над гражданами фальсифицируется приемно-сдаточный акт от 22.10.2009 г.

Таким образом, юридически город ничего не передал верующим. Такая «передача» объекта - просто фальшивка. Мильдзихов все это прекрасноы знал, но тем более грубо подставил Вас. Это не что иное, как подлог и превышение должностных полномочий.

Я лично далек от мысли, что возможная манифестация в знак протеста доведенных до предела тысяч верующих у стен Владикавказской мэрии послужит восстановлением уроненного престижа городских властей.

Для восстановления справедливости и законности прошу принять неукоснительные меры к выполнению решения суда путем осуществления регистрации объектов за мэрией города и выдачи религиозному обществу «Благодать» соответствующих документов.

Этим положите конец годичным мукам и обиванию порогов гражданами крупнейшего на Кавказе религиозного братства, объединяющего беднейшие слои осетинского общества, достойные проявления элементарного уважения».

Однако в условиях давно сложившейся круговой поруки в мэрии, мое письмо оказалось у главного объекта критики Мильдзихова. Узнав об этом, я тут же направил мэру его копию  с уведомлением. Одновременно посетил начальника  отдела писем и заявлений АМС Майю Вардашеву, которой спокойно объяснил суть дела и настоятельно попросил ее вложить письмо в папку мэра. Несмотря на это, она опять передала письмо тому же Мильдзихову, который с остервенением продолжил творить беззаконие.

Продажа же здания, принадлежащего церковной общине, планировалась, видимо, после истечения срока договора аренды 10 октября 2010 года, что означало бы выбросить на улицу более пятисот верующих.

Последние же, убедившись в своей беззащитности перед властью и в своей беспомощности пробить брешь во владикавказской бюрократии, с молитвой за помощью обратились к религиозным центрам России, западных стран и Америки. Однако практическая помощь пришла не оттуда, а опять из Арбитражного суда Северной Осетии.

В атмосфере высокой деловитости и в то же время человеческой доброжелательности судья Баскаева Татьяна Степановна беспристрастно исследовала все факты, содержащиеся в представленном иске, а также архивные материалы из истории функционирования церкви «Благодать». Оценив в совокупности представленные по делу доказательства, суд пришел к выводу, что религиозная организация представила все необходимые доказательства, свидетельствующие о возникновении у нее права собственности на «Дом молитв». Это же решение суда является основанием для государственной регистрации собственности.

Такой подход редкое явление в судебной практике, когда при рассмотрении судами дел о конфликтах между властными структурами и религиозными организациями превыше всего ставился бы закон и защищались бы интересы верующих.

Я, видавший немало на своем веку в пору пребывания в комсомольских, партийных и советских органах, а также в органах МВД в должности заместителя министра и государственного арбитра между властью и обществами верующих, проникся глубоким уважением к приятной и деловой атмосфере в арбитражном суде республики. Об этом я говорю прямо, без лести перед кем бы то ни было. Наблюдать четкость, пунктуальность, доброжелательность к гражданам особенно отрадно на фоне зазнайства, пренебрежительно-барского отношения к простым людям, заискивания перед толстосумами, царивших во многих чиновничьих структурах Северной Осетии.

Всю эту возню можно было легко избежать, если бы в мэрии вняли голосу разума и проявили бы уважение, в первую очередь к людям, потом к закону, в котором четко прописан порядок безвозмездной передачи культовых зданий верующим без участия судебных органов.

Что касается законопослушных владикавказских евангельских христиан-баптистов. Еще в советское время они первыми в СССР публично осудили действия религиозного подполья, т. н. «Совета церквей», за что получили высокую оценку во властных структурах страны.

Сегодня верующие, ставшие подлинными хозяевами своей святыни, с благодарностью произносят имена всех, кто внес свою лепту в торжество Закона и Справедливости.

 

Сергей Бирагов