Он не может безучастно смотреть на извращения, наслоения и перекосы в обрядах наших предков, которые ведут к деградации общества, пагубно влияют на молодежь и, следовательно, чрезвычайно опасны дня генофонда нации.

Всем очевидно, какую огромную опасность национальным традициям – части древней культуры любого народа – несут люди, которые используют традиции и обычаи в своих целях. Это – намеренное злоупотребление и самими обычаями, и национальными чувствами добросовестных и порядочных граждан. Именно из-за таких людей этика осетинских традиций может быть истолкована неправильно, иногда даже в противоположном смысле. Поэтому сегодня всему обществу, и особенно подрастающему поколению Осетии, необходимо  не только знание осетинской этики, но и навыки соблюдения ее. Важно и возрождение обычаев и традиций, и возрождение культуры их исполнения,  способной уберечь  от извращения и злоупотребления веками складывавшихся и бережно хранимых  народом  национальных традиций. Обо всем этом Казбек Гостиев говорит в своей монографии.

Он считает, что чувство меры важно во всем, что касается традиций.  Оно поможет тому, кто готов, не задумываясь, слепо следовать установкам. С другой стороны, кое-кто исполняет обряды и обычаи недобросовестно или поверхностно, напоказ, акцентируя внимание только на атрибутах. В результате  искажается смысл обычая и его глубинная суть. Чувство меры поможет также исполнять обряды тактично, уважая взгляды и отношение к национальным обычаям других людей, представителей иных культур.

К примеру, «самой  жгучей и животрепещущей проблемой в семейно-бытовой сфере являются   те  обряды  (свадьбы,  похороны  и  т.д.),  в  процессе исполнения  которых  богатые  наживаются,  бедные  разоряются,   а основная масса стонет от непосильных расходов. Эта проблема встала во  весь  рост  в  середине ХХ столетия, когда  благороднейший обычай взаимопомощи настолько извратился, что, по сути, перешел  в свою противоположность: добро превратилось во зло, лекарство    в яд,  помощь – в угнетение и мытарства. И это все на наших глазах, при  нашем непосредственном участии, равнодушии и попустительстве».

Проблема негативных сторон осетинских традиций и обрядов была весьма актуальной и для наших далеких предков, об этом писал еще К. Хетагуров в этнографическом очерке «Особа». Но существенная разница заключается в том, что тогда это было просто проблемой, а сегодня – прямая угроза будущему целого народа.

Некогда хороший обычай помощи ближнему в беде (или радости) превратился в полную противоположность. Теперь оказываемая помощь варьируется в зависимости от материального и должностного положения адресата. Разве это не позорный факт, справедливо считает Казбек Иванович.

«А чем объяснить тот безрадостный факт, что основным достоинством свадьбы стала демонстрация роскоши, материальных возможностей, а не искренняя, праздничная атмосфера самого знаменательного события в жизни молодых? Или что можно сказать о поминках, которые порою напоминают пир и где не бывает конца тостам? Или целые чемоданы, тележки(!) подарков по поводу любого мало-мальски значимого события».

Время  уже  не ждет, надо остановить процесс крушения нравственных связей между людьми, процесс мельчания человеческих душ.

Казалось бы, благие идеи ученого, его страстная борьба за молодые души, за искреннюю чистоту обрядов должны были бы найти живой отклик среди народа, но увы. Недоброжелателей он нажил не меньше, чем сторонников. Некоторые его оппоненты пошли на прямые фальсификации текстов статей Гостиева. Их главным обвинением является утверждение, что Казбек Иванович желает лишить Осетию традиций и обычаев. Их как будто не волнует, что все эти псевдообычаи ведут народ в пропасть. Что, к примеру, еще в древности говорили: «По тому, как провожают человека в последний путь, можно судить о духовной культуре народа».

Многие наши прекрасные традиции и обычаи получили перекос в сторону их ухудшения, они подчас уже не украшают, а только обезображивают нашу и без того нелегкую жизнь. Поэтому Казбек Гостиев считает необходимым создание координационного центра, который бы систематически занимался семейно-бытовыми обрядами осетин и поднял бы народ на их совершенствование. Здесь необходимо рассматривать вопросы брака и свадьбы, похоронно-поминальной обрядности, традиции застолья и т.д. Все эти темы Казбек Иванович рассматривает в своей монографии и надеется, что она хоть немного отрезвит некоторых радетелей за чистоту осетинских традиций и обычаев. И есть надежда, что в республике найдется немало умных, энергичных людей, настоящих патриотов своей земли, своего народа, которые смогут и организовать центр, о котором говорит К.Гостиев, и развернуть его деятельность в соответствующее русло. И пора от общих слов переходить к конкретным делам. Надо личным примером всем нам поддержать таких энтузиастов, как Казбек Иванович.

 

Феликс КИРЕЕВ