К сожалению, мало кто сегодня знает имена народных умельцев, слава о которых гремела в старой Осетии. Самобытные мастера создавали мебель и посуду, оружие и орудия труда, убранства для коней, а искусные мастерицы – одежду, платки, черкески, головные уборы, башлыки. И все эти предметы как правило, украшались орнаментом, который тогда был широко распространен в Осетии. Орнамент уже давно стал уникальным разделом народного прикладного искусства . 
Специалисты и сегодня отмечают, что многие мотивы осетинского орнамента берут свое начало из скифо-сарматского искусства. А некоторые из них до сих пор содержат в себе информацию, которую так и не удалось расшифровать. Тем более что сегодня на языке орнамента говорят не многие, и среди них самобытный художник из с. Лескен Ахсарбек Бериев. 
Не так давно вышел в свет книга Ахсарбека Бериева «Национальный орнамент». И хотя в издание вошли живопись, графика и декоративно-прикладное искусство, тем не менее наибольший интерес, безусловно, представляет его авторский орнамент. Ведь в этом искусстве Бериев достиг высочайшего уровня.Его орнамент поражает красочностью и многогранностью. И при этом он глубоко национален. По характеру рисунков орнамент Ахсарбека Бериева можно разделить на геометрический, животный и растительный. Обращают на себя внимание богатое разнообразие причудливо сплетенных рогообразных завитков и удивительная стилистика турьих и оленьих головок. Мастер искусно продолжает этот традиционный для Осетии мотив. И, конечно же, большой интерес представляют его сюжетный орнамент по мотивам нартского эпоса. 
И хотя в аннотации сказано, что книга рассчитана прежде всего на преподавателей и студентов педагогических вузов, учителей изобразительного и декоративно-прикалдного искусства, тем не менее она должна оказаться и в центре внимания ученых, искусствоведов. Так как скрывает в себе немало удивительного и для мира науки, и для мира искусства. Но Ахсарбек Бериев не только выдающийся самобытный художник-орнаменталист (неудивительно, что его имя внесено в мировую энциклопедию примитивизма), но он еще и человек удивительной судьбы.  
Составитель сборника Аза Халлаева тонко заметила, что жизнь художника озарена светом искусства, ради которого он одержал свою главную победу в схватке с коварным недугом, приковавшим его в молодости на долгие годы к постели. Но и тогда Бериев рисовал, проявляя необычайную силу духа, – когда отказывала правая рука, рисовал левой, а когда и та становилась недвижимой, рисовал пальцами ног.
И болезнь отступила. Помогли и железная воля, и собранные в тугой узел нервы, и непреклонное желание выиграть битву за жизнь. В книгу включен большой фотоархивный материал, приводятся интересные факты из жизни и творчества художника. Впервые для широкого владикавказского зрителя творчество Ахсарбека Бериева стало доступно в 1991 году, когда в Национальной библиотеке РСО-Алания состоялась его первая персональная выставка. Сегодня работы самобытного лескенского художника хранятся в фондах музея краеведения, в частных коллекциях как в России, так и за рубежом. 
Предки осетин верили в существование птиц семурга и быдуырга. Птица семург смотрела в грядущее, а птица быдуырг в прошедшее. Вещие птицы были символами времени. Так и орнаментальное искусство Ахсарбека Бериева из прошлого смотрит в будущее, но живет оно в настоящем.  

 Фатима НАЙФОНОВА