В газете «Владикавказ» 21 июля была напечатана рецензия корреспондента газеты Тамары Дзудцовой под заглавием «Памяти героев посвящается» на книгу М.Б. Петрушанского «Из племени Маккавеев». Ниже публикуемая рецензия на то же издание почему-то редакцией названной газеты была отвергнута под предлогом: «Не наш формат». Мы справедливо считаем, что однобокий показ какого-либо явления или происшествия не способствует его авторитету. Тем более, что выявленные недочеты в интереснейшей книге «Из племени Маккавеев» при следующем издании ее автором, вероятно, будут учтены. 
С искренним уважением к Марку Борисовичу, 
редакция газеты «Пульс Осетии».

В начале года прошла презентация книги М.Б.Петрушанского «Из племени Маккавеев». Многие, в том числе и автор данной публикации, не присутствовали на ней. А между тем, книга представляет немалый интерес. Во всех отношениях.Прежде всего, своей информативностью. Автором-составителем приводится много имен и фактов, рассказывающих о заслугах евреев, живших и живущих в России и СССР, главным образом в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период. Кажется, что ни один еврей, отмеченный в годы войны высокими наградами и воинскими званиями, не остался забытым. Более ста страниц занимает этот раздел книги. Еще двадцать страниц рассказывают о тех, кто создавал оружие Победы. Имена некоторых из них, но далеко не всех, хорошо известны в стране, и тем интереснее читать даже простой перечень фамилий, должностей, званий и наград.
Большой интерес представляет глава, посвященная советским разведчикам и контрразведчикам-евреям, заслуги которых неоценимы. Вот только при упоминании Фельдбина (а не Фельбина, как указано в книге) – одного из самых результативных предвоенных сотрудников внешней разведки НКВД, следовало бы сказать, что в июле 1938 года он ушел на Запад, но и то правда, что агентуру не выдал.
Достоинства книги не ограничены сказанным в ней. В ней также еще много другой интересной информации. В том числе, к сожалению, и такой, которая сильно меня озадачила.
В первую очередь, это касается утверждения, что евреями были прославленные советские военачальники Маршал Советского Союза Р.Я. Малиновский и генерал армии И.Д. Черняховский, а также выдающийся организатор атомной промышленности Е.П. Славский. Чтобы проверить правоту этих утверждений, мне пришлось провести небольшое расследование. Авторы серьезного биографического исследования «Маршал Малиновский» (Ю. Лубченков, В. Артемов, М. Яуза, 2008), знающие о приписываемом Р.Я. Малиновскому еврейском происхождении, категорически утверждают, чго это не соответствует истине. Известный историк А. Симонов рассказал в телефонной беседе с автором, чго в 2008 году, при съемках фильма «Иван Черняховский» из серии «Дороже золота» о Героях Советского Союза (показана на канале «Звезда») он сообщил дочери генерала о появившейся версии про еврейское происхождение ее отца, чем немало позабавил Неонилу Ивановну. А чтобы противостоять этим измышлениям, в фильме были показаны портреты родителей полководца и названы имена-отчества. Кроме того, Иван Данилович лишился родителей в тринадцать лет, хорошо помнил их, знал, кто они по национальности и, конечно, рассказал бы дочери, что в детдоме ему сменили имя и национальность, если бы это имело место, как пишет М.Б.Петрушанский. Несерьезность утверждения о том, что генерал Черняховский был евреем, просматривается и из самой книги. На стр. 58 говорится, что он носил якобы имя Исаак, а на стр. 68 написано, что его племянница Жанна Рабинович-Черняховская носила отчество Исааковна. Получается, что брат генерала тоже был Исааком. Два брата Исаака в одной семье это все же многовато.
Трижды Герой Социалистического Труда Е.П. Славский тоже не был евреем. Об этом написала мне его дочь Марина Ефимовна в ответ на просьбу рассудить нас с оппонентом. А в подтверждение прислала копию страницы из «Военно-исторического журнала», где легендарный создатель ядерного щита страны в 1993 году писал в своих мемуарах, что родился в украинской семье Павла и Евдокии Славских. С Мариной Ефимовной переписываюсь уже много лет, с тех пор, когда я выступил с идеей увековечить имя ее отца в нашем городе. Ефим Павлович работал на «Электроцинке» с 1933 по 1940 гг. В 2005 году, к 100-летию завода, ему был установлен прекрасный бюст с изображением трех золотых медалей «Серп и Молот» и написанным мной текстом.
Про летчика Великой Отечественной войны Нихамина Давида Ефимовича в книге говорится, что он сбил 24 самолета противника, но из-за национальности не был удостоен звания Героя. Однако документы, точнее солидные справочники говорят о другом. В книге Н. Бодрихина «Советские асы» приводится список 627 пилотов, сбивших 15 и более самолетов. Нихамина в нем нет. В справочнике Т. Полака и К. Шоурза «Асы Сталина» содержатся краткие биографии 1000 советских летчиков, имевших 5 и более побед. Но и в нем нет фамилии Нихамина. Нет в этом справочнике и Рудина, который якобы сбил 14 самолетов. Что касается генерала Смушкевича (его звали Яков, а не Илья, как написано в книге), то он был репрессирован не потому, что его оклеветали, а за преступное пренебрежение накануне войны (вместе с другими руководителями ВВС) воинским и служебным долгом, граничащим с предательством. Подробнее об этом автор писал в публикации «И таких мифов еще много» («Пульс Осетии» от 16 апреля 2010 г.)
Список таких неточностей и непроверенных фактов можно было бы продолжить. Это подрывает доверие к содержанию книги.
Уместно напомнить о том, что в 1992 году в Тель-Авиве вышел второй том научного труда Арона Абрамовича «В решающей войне. Участие и роль евреев СССР в войне против нацизма». В нем автор сообщает об ошибках во многих публикациях, когда Герои Советского Союза других национальностей превращаются в евреев. Так, например, по его мнению, некоторые авторы считают евреем белоруса Льва Михайловича Доватора, Юрия Бунимовича, отец которого русский, а мать казашка, латыша Роберта Эйдетана, литовца Иеронима Уборевича и других.
Редактура и корректура книги не выдерживают никакой критики – только сам ее автор после выхода издания в свет нашел 52 ошибки и опечатки, а глава «Творцы оружия Победы» не отражена в оглавлении! Пользуясь случаем, хочется отметить, что подобное в книгоиздании становится нормой.
Автор книги с обидой пишет, что руководством страны в годы войны был установлен лимит на присвоение евреям звания Героя Советского Союза. Трудно поверить, что где-то есть такой документ, а вот наградная статистика говорит как раз об обратном. Известно, что за подвиги, совершенные в годы Великой Отечественной войны, звание Героя присвоено 11 650 отважным защитникам Отечества, а представления были составлены на 15 670 человек. Это значит, что в среднем по всем национальностям Золотой Звезды удостоились 74% из представленных. Евреев представлялось (по данным М.Б. Петрушанского) 187, а награждены 163, или 87%.Вот это дискриминация! Далее. Осетин представлялось к геройскому званию 79, удостоились 35 воинов, или всего 44%, что вдвое (!) меньше, чем евреев. Но в Осетии никто не говорит о каких-то обидах на лимиты для осетин.
Весьма спорным представляется утверждение автора книги о том, что руководство страны в начале войны не оповещало еврейское население о грозящей ему опасности истребления при оккупации. Очевидцы рассказывают другое. В частности, моя покойная мать рассказывала, что утром 22 июня 1941 года проводила мужа-офицера на войну (отец служил на советско-румынской границе), а во второй половине дня уже ехала в поезде на Восток, и на каждой станции в состав для эвакуации сажали в первую очередь евреев и женщин с детьми. Когда в Осетию стали прибывать тысячи эвакуированных, среди них числом заметно выделялись евреи. Кстати, в известной книге Андрея Дикого «200 лет вместе. Евреи в России и СССР» (М., Алгоритм., 2010 г. стр. 283–284) читаем: «…советское правительство для спасения евреев предоставляло нужный транспорт, даже в ущерб делу ведения войны. Эвакуация евреев перед наступающими немцами шла не только по железной дороге, но на грузовиках и легковых автомобилях, переполненных евреями и их движимым имуществом (нередко везли и мебель, пианино), но частично и на лошадях. От горсовета получалось предписание председателям колхозов и совхозов предоставить предъявителю пару лошадей, перевозочные средства и необходимый фураж. С такими предписаниями евреи и ехали по проселкам, меняя в попутных колхозах или совхозах лошадей и пополняя запас фуража, до того пункта, где можно было погрузиться в вагоны для дальнейшего следования за Урал. Лошади и повозки при этом бросались на произвол судьбы». 
Есть в книге и другие спорные утверждения, в том числе и такие (их даже не хочется приводить), которые с точки зрения межнациональной этики неприемлемы.
В заключение хочется выразить надежду, что все пишущие на тему отношений между народами, как, впрочем, и на любую другую, всегда будут максимально правдивыми и объективными.

Петр ГЕРИЕВ