Билет подорожал сразу на 1000 рублей
Только-только «отгремела» пышная церемония инаугурации (читай: «воцарения») Главы РСО-А, не успели, что называется, высохнуть чернила на тексте «Присяги», торжественно произнесенной на этой церемонии с обещанием защищать права и свободы, верно служить народу Северной Осетии… И вот она, эта «защита» не заставила себя долго ждать. 
Да, не прошло и недели, как «в аккурат» к Дню России «новые» (старые) власти РСО-А преподнесли настоящий «фирменный подарок» (ну просто-таки «царский») своему народу: всем и сразу… Да, отныне у множества россиян, проживающих в Северной Осетии, праздник Дня России невольно будет ассоциироваться с шоком, который они испытали у касс на железнодорожном вокзале во Владикавказе, приобретая билет до Москвы. И испытать такой шок не мудрено, когда тебе за билет из Владикавказа до Москвы в плацкартном вагоне вместо 1810 рублей (а именно такая стоимость билета была названа и в газете «Северная Осетия» буквально накануне – 11 июня 2010 г.), кассир предлагает заплатить… 2870 рублей. То есть разом (!) на целую тысячу рублей больше, чем было еще вчера и о чем «черным по белому» написано было в официальной газете республики. Ну что тут скажешь – «круто»! Настоящий «фирменный подарок». Всем и сразу…

РСО-А на 81 месте из 83
Среднемесячная начисленная заработная плата одного работника в 2009 году составила: по РФ – 18 тыс. 795 рублей, по ЮФО – 17 тыс. 024,5 рубля, по РСО-А – 10 тыс. 831,9 рубля. То есть среднемесячная заработная плата в РСО-А составляет от соответствующего уровня по ЮФО 63,6% и по РФ – 57,6%. То есть она почти в 2 раза ниже, чем в среднем по РФ. В целом по всей стране только в 6 (!) субъектах РФ среднемесячная начисленная заработная плата одного работника не дотягивает до 11 тысяч рублей. Для сравнения: в Москве она составляет 32 тыс. 953,6 рубля. РСО-А по уровню заработной платы занимает 81 место среди 83 субъектов РФ! Ниже, чем в РСО-А заработная плата только в 2-х регионах – Карачаево-Черкесская Республика – 10561,2 рубля и Республика Дагестан – 8 981,0 рубля. «Средняя температура 
по больнице»
Но ведь и эта так называемая «среднемесячная начисленная заработная плата одного работника» далеко не отражает действительного положения дел. Ибо не только у большинства работающих и пенсионеров, но даже и у половины из них их реальные зарплаты и пенсии не дотягивают до этого абстрактного «среднего» уровня, и получается точь-в-точь как со «средней температурой по больнице»… Для «иллюстрации» сказанного приведем цифры и факты из реальной жизни республики.
По данным официальных СМИ сегодня в сельском хозяйстве РСО-А занято более 40 тысяч человек – это 16% от общего числа занятых в народном хозяйстве республики. Заработная плата работников агропромышленного комплекса остается одной из самых низких в республике – в 2009 году 4535 рублей. Судя по цифре занятых в сельском хозяйстве РСО-А, получается, что более 40 тысяч тружеников села республики «живут» на грани бедности – на уровне прожиточного минимума, который в РСО-А в 4-м квартале 2009 года составил 4221 рубль.
И у более чем 5100 человек, которые трудятся в системе Министерства культуры Северной Осетии (библиотекари и педагоги «творческих» учебных заведений, работники театров и концертно-зрелищных учреждений, сотрудники музейной отрасли, работники культмассовой сферы) «планка» зарплат остается в Северной Осетии также очень невысокой – около 5 тысяч рублей. А в реальности (по утверждению самих работников этой сферы): начисление – 4330 рублей, а «на руки» – 3760 рублей… То есть та же самая пресловутая «минималка»… 

Жить в РСО-А 
очень недешево
Вопреки утверждениям властей РСО-А жить в Северной Осетии на самом деле никак не дешевле, чем в других регионах РФ. Даже в Москве, где средняя зарплата в 3 раза выше, чем в РСО-А, цены на основные группы продуктов питания нисколько не выше, чем у нас. И сегодня цены на молоко, на сахар и другие продукты повседневного спроса в Москве можно приобретать по более низкой цене, чем в РСО-А. Это касается не только продуктов повседневного спроса. И в целом картина такая же: индекс потребительских цен на декабрь 2009 года в % к декабрю 2008 года вырос и составил: по РФ – 108,8%, по ЮФО – 109,5%, по РСО-А – 108,4%. И при таких низких зарплатах (81 место из 83) и пенсиях в РСО-А уровень цен и тарифов на различные услуги нисколько не уступает их уровню в других субъектах РФ и в целом по РФ.

Ряды малоимущих 
множатся
Да, нынешний «подарок» властей РСО-А (с резким ростом цен за проезд на поезде) уже не первый в текущем году. Первый «дорогой подарок» мы получили к другому празднику – к Новому году. Да, с наступлением нового года подавляющему большинству населения РСО-А пришлось еще туже затянуть пояса: вновь поднялись тарифы на коммунальные услуги и была неоправданно завышена планка роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги на 2010 год. Причем увеличили плату на дорогостоящие услуги – отопление жилых помещений и горячее водоснабжение. Увеличение тарифа на эти услуги для большинства населения стало в копеечку. Необоснованно, по мнению экспертов, при расчетах тарифов ВМУП «Тепловые сети» закладывает потери по горячей воде, по отоплению жилых помещений. Получается, таким образом, что жители кроме самих услуг оплачивают огромные потери в тепловых сетях и что свои проблемы (в том числе неэффективный менеджмент, раздутые штаты, игнорирование принципов энергосбережения и связанные с ними потери) ВУМП «Тепловые сети» решает за счет горожан. И все это при том, что по уровню дохода на душу населения наша республика находится на одном из последних мест в РФ. А в результате такого повышения тарифов, по мнению специалистов-экспертов, четверть населения РСО-А может оказаться в ранге малоимущих. 

Пенсионерам 
не на что жить
Да, у жителей республики, в том числе г. Владикавказа, семейные кошельки опустели в наступившем 2010 году, как никогда. А случилось это по причине очень высоких трат за услуги ЖКХ, тарифы на которые необоснованно были завышены… И это в самый разгар кризиса. Вот такая у властей своеобразная «забота» о своих согражданах. И такая ситуация не только в столице республики. Вот оценка реального положения жителей РСО-А самими гражданами… Тамара Павловна Белоконь – председатель комиссии по социальным вопросам Моздокского районного Совета ветеранов (из письма в газету «Северная Осетия» (март 2010 года): «За последние 5 лет розничная цена на газ выросла почти в 5 раз (от 0,65 руб. до 3,24 руб./м3), чего не скажешь о пенсии, которую тут же «съедают» тарифы. Повышение цены на газ влечет за собой повышение тарифа на теплоэнергию. Растут цены на продукты, товары первой необходимости. Особенно больно цены на газ бьют по тем, у кого автономное отопление. Оплата за газ в морозные зимние месяцы доходит до 3–3,5 тыс. руб. в месяц! Многим пенсионерам, заплатившим за газ, потом не на что жить. В 2009 г. при повышении оптовой цены на газ на 16,3% тариф на транспортировку был повышен на 24,3%. На вопрос нашей ветеранской комиссии, в чем причина, Региональная служба по тарифам объяснила, что необходимо поддержать газораспределительные организации из-за износа газовых сетей на 60%. В 2010 году розничная цена повышена еще больше. Спрашивается, почему надо перекладывать на плечи населения и замену ветхих труб, и замену оборудования, установку и поверку газовых счетчиков?!»

И замену электросчетчиков – на плечи населения
Мы намеренно привели эту оценку реального положения жителей РСО-А самими гражданами еще раз (ранее она уже звучала), ибо для этого есть еще один повод…! Структуры «Севкавказэнерго» в РСО-А реально (и рьяно) занимаются тем, что перекладывают на плечи населения уже и замену электросчетчиков… По информации из СМИ обойдется это каждой семье в РСО-А примерно в тысячу рублей! То есть еще один «подарок» стоимостью в тысячу рублей… Вот такие своеобразные «подарки» получают жители республики от властей РСО-А. 
Подарки, от которых невозможно отказаться. Это обстоятельство заставляет уже и других пенсионеров (это звучало в сюжете на ГТРК «Алания» о замене эл. счетчиков) повторять практически вслед за Т. П. Белоконь ее же слова и сокрушаться: на что же нам жить тогда, если все перекладывают на наши плечи и делают за наш счет?

Есть «основания» вести 
себя так
Возникает вопрос: в чем дело и что происходит, почему все это вообще возможно? Мы не склонны думать, что за такой «заботой» властей РСО-А скрывается то, что можно было бы «объяснить» банальным: не подумали, не предвидели, чем это может обернуться и во что это обойдется людям… Нам представляется, что этот шаг вполне обдуманный, и для «такого поведения» у властей РСО-А есть соответствующие «основания»… 

Бюджет РСО-А резко 
сократился
Результаты деятельности нынешних властей РСО-А за истекшие 5 лет их правления таковы, что бюджет РСО-А не только не растет, а резко сократился и в 2010 году составляет (доходы) – 10 млрд 725 млн 537,1 тыс. рублей. (Для сравнения: бюджет КБР (доходы) – 20 млрд рублей.) Исполнение консолидированного бюджета РСО-А в 2009 году: доходы – 17 млрд 100 млн 780 тыс. руб. Расходы – 19 млрд 642 млн 487 тыс. руб. Дефицит – 2 млрд 541млн 707 тыс. руб. Это аж… 14,9% от доходной части бюджета. Для сравнения: Республика Дагестан: доходы – 64 млрд 422 млн 825 тыс. руб.; расходы – 67млрд 603 млн 726 тыс. руб.; дефицит – 3 млрд 180 млн 901 тыс. руб. Это всего лишь 4,9% от доходной части бюджета. А вот 21 регион РФ, несмотря даже на кризис, завершили год с профицитом! В их числе и Кабардино-Балкарская Республика с профицитом 210 млн 122 тыс. руб. (Доходы – 22 млрд 532 млн 343 тыс. руб., расходы – 22 млрд 322 млн 221 тыс. руб.). То есть бюджет РСО-А в текущем 2010 году сократился по сравнению с 2009 годом с 17 млрд 100 млн 780 тыс. рублей до 10 млрд 725 млн 537,1 тыс. рублей и он, бюджет РСО-А 2010 года, в 2 раза меньше, чем, например, в КБР.

Дотационность РСО-А
По-прежнему очень высокой остается дотационность РСО-А – за 11 месяцев 2009 года безвозмездные поступления в РСО-А составили 10,4 млрд рублей. И это при доходах – 17 млрд 100 млн 780 тыс. рублей. Напомним, что и 2 года назад дотационность была очень высока – при общей сумме бюджета РСО-А в 2007 году по доходам 12 млрд 586 млн 156 тыс. рублей, «безвозмездные поступления» из федерального бюджета в 2007 году составили 8 млрд 807 млн 950 тыс. рублей. И при этом власти РСО-А постоянно говорят о своей большой работе по снижению дотационности бюджета республики. Напомним, что и согласно «стратегии» развития РСО-А до 2012 года ставилась задача «роста налоговых поступлений в бюджеты всех уровней в 2,3 раза и снижение дотационности бюджета»...

Дефицит бюджета растет
В РСО-А уже не первый год «работают» с дефицитом. Например, в 2007 году этот дефицит в РСО-А был равен 821 млн 746 тыс. рублей – на 15 млрд 040 млн 104 тыс. рублей бюджетных расходов. Серьезное увеличение дефицита бюджета РСО-А произошло и в 2009 году, он составил 2 млрд 541млн 707 тыс. руб. Это 14,9% от доходной части бюджета. А в новый 2010 год республика вступает с дефицитом бюджета в 1 млрд 300 млн рублей и с государственным долгом в 4 млрд рублей! И, как ожидается, этот долг в 2010 году возрастет еще и составит 5 млрд рублей. 

Крупные налогоплательщики в провале!
Да, основные налогоплательщики тоже в глубоком провале. Самыми крупными налогоплательщиками в РСО-А последние годы являлись алкогольпроизводящие предприятия и завод «Электроцинк». И вот каковы доходы в бюджет РСО-А от этих налогоплательщиков в 2009 году.
Уже в 2007 году по спирту объемы производства к уровню 2006 года составили 59,1%, по водочным изделиям – 83,8%, по вину – 84,5%. Производство здесь (а в РСО-А на этот период было 24 высокотехнологичных современных спиртзавода) снижается, и использование производственных мощностей составило уже в 2007 году всего 6,4%. 
В 2009 году алкогольпроизводящая отрасль упала очень серьезно: шампанские и игристые вина – на 21,5%, водка и ликеро-водочные изделия – на 45,6%. Отсюда и доля акцизов в экономике сегодня упала до… 6%. В 2007 году объем поступлений акцизов в республиканский бюджет составлял около 830 млн рублей, а по итогам 2009 года – 250 млн рублей.
В 2009 году в металлургическом производстве сократился выпуск всех видов продукции, кроме молибдена. Меньше, чем в 2008 году, произведено: цинка, свинца, твердых сплавов, медного проката, вследствие чего индекс производства составил 86,3%. Предприятиями, входящими в этот сегмент, было отгружено продукции на 3,7 млрд рублей, что меньше более чем на треть. И на «Электроцинке» к декабрю 2009 года производство к уровню 2008 года составило всего лишь 61%. «Электроцинк», по утверждению самих властей, по итогам 2009 года дал налогов в бюджет всего лишь 200 млн рублей. 
Да, еще несколько лет назад только «Исток» и «Электроцинк» давали существенную долю в формирование доходной части бюджета. А по итогам 2009 года «Электроцинк» дал в бюджет 200 млн рублей, «Исток» – крупнейший в республике производитель алкогольной продукции – в банкротстве, а вся алкогольпроизводящая отрасль – 250 млн рублей. Итого эти два самых крупных налогоплательщика дали вместе в бюджет всего-навсего – 450 млн рублей. Это около 7 % консолидированного бюджета республики. Вот такова на самом деле ситуация с поступлением доходов в бюджет РСО-А.
За 2 месяца 2008 года в территориальные бюджеты республики от акцизов поступило 508 млн рублей, в 2009 году – 128,4 млн рублей, в 2010 году – 117,1 млн рублей. За два месяца 2009 года только от компании «Исток», например, налогов (акцизов) поступило во все уровни бюджета 84,5 млн рублей. А в 2010 году от этого предприятия не поступило ничего – оно не работает. Аналогичная ситуация и на других предприятиях отрасли.
И, как сказано выше, вся надежда на налог на доходы физических лиц! Его удельный вес в доходах республиканского бюджета самый большой – 70%! За два месяца 2008 года этого налога было собрано 302,6 млн рублей, за 2 месяца 2009 года – 286,7 млн рублей, а в этом году – уже 369,2 млн рублей. Не зря же тарифы необоснованно завысили. В целом, хотя и собрано за 2 месяца 2010 года налогов чуть больше (мизер – всего на 1,2 млн рублей), чем за это же время 2009 года, этот показатель ниже, чем в 2008 году. 
Но, несмотря на такой весомый вклад физических лиц в бюджет (70%), власти РСО-А постоянно сетуют на плохую собираемость именно этого налога. А объясняются эти сетования просто: такого мизерного бюджета РСО-А не хватает ни на что! А пополнять его неоткуда, кроме как налогами с физических лиц – с населения РСО-А!

С народа – три шкуры
Да, ввиду такой «эффективности» работы властей РСО-А (чему ярчайшим свидетельством является состояние бюджета РСО-А) им ничего иного не остается, как «сдирать» все новые и новые «шкуры» (в виде высоких платежей за услуги ЖКХ и др.) именно с населения. И к этим ежемесячным платежам за услуги ЖКХ власти РСО-А решили добавить еще кое-что, а именно подорожание стоимости билета на проезд на поезде «Владикавказ–Москва» аж в 2 раза! И притом пассажиров заставляют (ну как тут не скажешь, что в «рай» дубинкой загоняют) ехать именно купейным вагоном (вот такая чуть ли не персональная «забота» о каждом), выделяя в составе поезда из 18 вагонов всего лишь 5 плацкартных вагонов. Да, заставляют быть «счастливыми» в прямом смысле дорогой ценой (!), заставляя (не оставляя иного выхода) приобретать место в купейном вагоне за… 6 тысяч рублей! Вот и получается, что с народа три шкуры дерут: 
1) зарплата на нижайшем уровне (81 место среди 83 субъектов РФ);
2) на таком же уровне и пенсия в РСО-А;
3) прожиточный минимум в РСО-А устанавливают на нижайшем уровне; 
4) а вот тарифы – по максимуму;
5) и ко всему этому решили добавить еще один «способ» увеличения доходов в бюджет – повысили стоимость билета на проезд на поезде «Владикавказ–Москва» сразу в 2 раза;
6) еще один такой же «способ» сбора доходов в бюджет – замена электросчетчиков за счет населения РСО-А…

«Вытесняемый» частник – безработный
Исходя из происходящего сегодня, можно смело предположить, что одним из следующих (и, видимо, далеко не последним) способом повышения сбора доходов в бюджет РСО-А может совсем скоро стать повышение цены за проезд на внутригородском транспорте – не зря же власти уже несколько лет собираются (пытаются) «вытеснить» частника (работающего на маршрутках) и заменить его муниципальным транспортом (различного вида автобусами), который закупается «впрок», в то время как на обновление существующего парка трамваев и троллейбусов этих денег нет. И не просто же так в начале текущего года властями был устроен «настоящий спектакль-шоу» по «защите» населения РСО-А от «негодяя-частника», попытавшегося поднять цену за проезд на городских маршрутах на 2 рубля. И происходил этот «спектакль-шоу» по «защите» населения РСО-А от «негодяя-частника» в то же самое время, когда сами власти «задрали» цены на услуги ЖКХ «до небес». Причем повысили по максимуму тарифы именно на самые дорогостоящие услуги – отопление и горячее водоснабжение… И это повышение, по сравнению с попыткой частника поднять цену на 2 рубля, обошлось семейному кошельку – всех и каждого (!) – в разы дороже… Да, еще один «подарок» от властей РСО-А вполне может ожидать так нелюбимый ими (власти РСО-А нетерпимы ко всем «не своим») «негодяй-частник».
А ведь «вытесняемый» частник помимо того, что будет множить ряды безработных (!), перестанет приносить доход не только в свою семью, но и в тот же бюджет РСО-А.

Сытый голодного 
не разумеет
Возвращаясь к поставленному выше вопросу (в чем дело и что происходит, почему все это вообще возможно?) мы не станем, как и обещали ранее, касаться здесь морально-нравственной стороны этого вопроса (тема «мораль и власть» требует отдельного рассмотрения). Скажем только, что происходящее сегодня в РСО-А можно сформулировать одной фразой: «Сытый голодного не разумеет»… Cудите сами.
 
Власти РСО-А себе 
делают иные подарки!
Да, одаривая таким вот «фирменным подарком» население республики, власти не забывают и о себе. Но себе они делают совсем иные – настоящие подарки!
Напомним, что в 2010 году (по сравнению с 2009 годом) произошел рост расходов на городскую думу на 64,17%, а на главу МО, председателя Владикавказской городской думы – на 45,88%! И расходы на главу МО Владикавказа в 2010 году составят 103 тыс. 333 рубля – ежемесячно. 
В бюджете РСО-А на 2010 год на «функционирование» Парламента РСО-А заложена сумма в размере 86 млн рублей. За 2 года расходы на Парламент РСО-А возросли аж на 17 млн 900 тыс. рублей или на 26,3%. 13 млн 268 тыс. рублей заложено в бюджете на 2010 год на самих депутатов Парламента РСО-А. Исходя из этой цифры, содержание каждого из 15 депутатов (работающих на постоянной основе) обходится налогоплательщику республики (13 млн 268 тыс. руб.: на 15 депутатов и на 12 месяцев) в 73 тыс. 711 рублей ежемесячно. На «центральный аппарат» Парламента РСО-А в бюджете на 2010 год заложена сумма аж в 56 млн 119 тыс рублей. 
На функционирование высшего должностного лица РСО-А – 1 млн 569 тыс. рублей. Делим эту сумму на 12 месяцев = 130 тыс. 750 рублей в месяц.
На председателя законодательного органа государственной власти РСО-А в бюджете РСО-А на 2010 год заложена сумма в 1 млн 424 тыс. рублей. Делим эту сумму на 12 месяцев = 118 тыс. 666 рублей в месяц.
На функционирование Правительства РСО-А – 95 млн 011 тыс. рублей! На функционирование только Председателя Правительства РСО-А и его заместителей в бюджете РСО-А на 2010 год заложена сумма в 8 млн 418 тыс. рублей!

Власть – расходует, 
а население – пополняет бюджет
Да, такие (просто умопомрачительные) расходы на самих властей на фоне мизерных «средних» зарплат и пенсий в РСО-А! Такой удручающе несопоставимый уровень жизни «слуг народа» и самого этого народа. И происходит все это в самый разгар кризиса, последствия которого для жителей Северной Осетии (именно для стариков с мизерными пенсиями) оказались вдвойне тяжелыми из-за «монетизации». Из-за той самой «монетизации», которую власти РСО-А (несмотря даже на кризис) провели-таки в 2009 году! Оплачивая ЖК-услуги по 100%-ной стоимости, эти самые десятки тысяч пенсионеров месяцами не могли получить свои так называемые компенсационные выплаты. А причина задержки выплат компенсаций за ЖК-услуги и за проезд в городском транспорте одна: нет финансирования. Не хватает денег в бюджете. На стариков денег не хватает, а на самих себя власти РСО-А эти деньги (и какие) находят в этом же самом бюджете. И будут находить и дальше! А пополнять этот бюджет власти РСО-А по-прежнему будут из того же основного «источника», каковым и дальше будет являться налогоплательщик, т. е. народ РСО-А! 

Население обречено 
получать такие «подарки» и дальше…
И завершая ответ на поставленный выше вопрос: в чем дело и что происходит, почему все это вообще возможно? – скажем: все дело в том, что власти РСО-А могут позволять и позволяют себе так себя вести и «одаривать» население подобными «подарками» по одной, но очень значимой причине – по причине (и на основании) их абсолютной бесконтрольности! Именно в этом корень «всех бед» (клановости, беспрецедентной коррумпированности властей, недопустимой бедности большинства населения, тотальной несправедливости, насилия и произвола) и в РСО-А, и во всех республиках Северного Кавказа! Не изменив серьезно и системно суть и подходы в работе и не сделав в ней главной составляющей постоянный диалог с гражданским обществом, с населением, нельзя (в принципе невозможно) ожидать и надеяться на значимые перемены и существенные изменения в ситуации в республиках Северного Кавказа! 
Мы абсолютно согласны с Президентом РФ Д. А. Медведевым, который утверждает, что «…если нам нужна политика, которая ориентирована на человека – значит, и обсуждение всех этих тем (проблем социального плана) должно происходить в рамках гражданского общества, и гражданское общество должно иметь возможность контроля за реализацией социальной политики».
До тех пор, пока не будет этого (реального) контроля властей со стороны гражданского общества, со стороны населения, мы не получим политику, на деле ориентированную на Человека. И мы не тоько не застрахованы от «фирменных» и прочих «подарков» со стороны властей, а, напротив, обречены их получать! Получать – обязательно и пренепременно! И все в большем количестве…

Астемир ЦОМАЕВ, 
исполнительный директор
Северо-Осетинского республиканского общественного 
Фонда поддержки плана В. В. Путина – 
Д. А. Медведева
 «Стратегия развития России до 2020 года»
А вот что говорят сами представители власти. 
Из сообщения информационно-аналитического центра парламента РСО-А 
(см. «Северная Осетия» от 26 июня 2010 г.)

 


Олег КАЛАЕВ: «Государственный долг республики за 2009 год увеличился на 1 млрд рублей и составляет в настоящее время около 4 млрд…»
«У Минфина просто не хватает людских ресурсов, чтобы проконтролировать многочисленных получателей бюджетных денег» (??!!)
Казбек ФИДАРОВ: «В некоторых районах республики собираемость собственных налогов не превышает семи процентов». 
Лариса ХАБИЦОВА: «Бюджет можно обсуждать очень долго, потому что вопросов много. Но, думаю, и полученной сегодня информации достаточно, чтобы представить, насколько сложный у нас бюджет.
Если мы не будем, начиная с планирования социально-экономического развития, думать о том, на что мы будем жить, не будем увеличивать свою доходную налогооблагаемую базу, не знаю, будет ли у нас профицит в 2012 году. Хотя дай бог, чтобы так было. Но пока мы вынуждены констатировать: крайне тяжелый бюджет. Поэтому я бы сказала так: удовлетворительное исполнение бюджета.
Здесь много говорилось о том, что налоговая служба улучшила свою работу. Конечно, если сравнивать с 2008 годом, то в 2009 году она стала значительно лучше работать, потому что там появился руководитель. И результат мы видим. Но давайте теперь посмотрим, у нас ведь в 2009 году получено 80% от тех доходов, которые мы планировали. И поэтому вряд ли нужно выражать восторг и считать, что мы все вершины покорили.
Что касается расходной части. Тем, кто должен следить за рациональным и эффективным использованием средств, которые у нас есть в бюджете, пора уже сделать выводы. Уже вся страна говорит о борьбе с коррупцией, однако в республике мы еще пока не ощущаем.
Так что давайте более самокритично подходить к оценке своей деятельности, стараться делать так, чтобы наш народ почувствовал: мы действительно озабочены тем, чтобы людям в республике жилось лучше. А это зависит от всех нас, здесь сидящих».