В современном глобальном мире географическая мобильность и возможность выбора различных жизненных путей для многих граждан связаны с получением качественного образования. На протяжении столетия официальное образование в Северной Осетии было доступно лишь немногим. Для большинства населения взрослеть означало учиться путем подражания тем же социальным обычаям и практическим трудовым навыкам, какие были присущи старшим в семье. Дети с раннего возраста начинали помогать взрослым по дому и таким образом приобретали к 15 годам познания о земле и сноровку в ремеслах. В настоящее время все коренным образом изменилось. Дети школьного возраста проходят через процесс официального школьного обучения. Можно сказать, что практически каждая семья может дать своему ребенку школьное образование. Но с ростом числа учащихся страдает качество образования. Как справиться с вопиющей малообразованностью выпускников средних образовательных школ республики мы попросили прокомментировать заведующего отделом социологических исследований и политологического мониторинга Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований им. В. И. Абаева, доктора социологических наук, профессора Хасана Владимировича Дзуцева. 

 

– Общеизвестно, насколько низок уровень подготовки выпускников наших школ. Явным образом проблема коренится в качестве школьного образования и низком уровне финансирования педагогических коллективов СОШ. А отсутствие выдающихся учеников тесно коррелируется, т.е. находится в зависимости с уровнем экономики республики. Но как социологи мы понимаем, что имеют место общесоциальные и глобальные причины. Культура письма продолжает вытесняться аудиовизуальными материалами (телепередачи, кинофильмы), каналы ТВ перегружены пошлостью. Необходима целевая государственная просветительская программа. Здесь будет полезен британский опыт. В Англии государство проводит целенаправленную политику утверждения литературного языка (ВВС English), создана широкая сеть общедоступного заочного и дистанционного образования. Пока нет в североосетинском обществе понимания того, что на данной стадии развития цивилизации главным должен стать высокий уровень образованности, который дает карьерный рост, материальный достаток не только личный, но и для семьи, общества. 
Руководители Министерства образования РСО-А в своих публичных выступлениях часто сравнивают качество образования (число учеников, получивших золотые медали или высокие баллы по ЕГЭ, число участвовавших в олимпиадах) в республике с соседями. Но современные глобальные процессы подсказывают нам новые нормы поведения. Быть похожими на других сегодня уже не приветствуется. Надо быть лучшим или уникальным. Догонять, имитировать означает обрекать себя на все более увеличивающееся отставание. 
– В обществе есть определенно негативное мнение о системе ЕГЭ. Ваша точка зрения на данную проблему?
– Прием выпускников школ по результатам ЕГЭ примечателен тем, что являет собой пример неудачного заимствования западных институциональных практик вследствие различий наших культур. В США и Британии единые экзаменационные тесты работают. Почему? Потому что: 1) западноевропейские студенты колледжей и университетов не позволяют себе пользоваться шпаргалками, тогда как для нас «скатать» задачку или «написать» сочинение – дело святое; 2) у них существует практика регулярного обмена преподавателями и направление специальных комиссий из другого учебного заведения с целью стандартизации требований к знаниям учащихся; 3) ни в школе, ни в вузе преподавательское сообщество не позволяет коллеге завышать оценки нерадивым ученикам, а при очередной аттестации ему может грозить отказ от продления контракта; 4) благодаря длительной практике университеты в названных странах объявляют нормативный диапазон баллов для своего учебного заведения, а местные власти, как правило, выделяют из своего бюджета гранты лучшим выпускникам колледжей для оплаты обучения в престижных университетах. Ничего подобного в нашей республиканской культуре в системе СОШ и практике образования нет. Конкуренция на рынке труда резко повысила ценность сертификата об образовании, и молодые быстро усвоили, что диплом – важное пополнение персонального капитала. Учатся не столько ради освоения знаний, сколько ради удостоверения о профессионализме.
Главное преимущество ЕГЭ – возможность ребятам из провинции поступить в престижный столичный университет. Почему бы не установить соответствующие квоты для выдающихся выпускников школ по регионам. Введение ЕГЭ необходимо отложить лет на 10, а освободившиеся бюджетные расходы хорошо бы направить на пополнение статей по борьбе с коррупцией, достаточно распространенной в учебных заведениях республики.
– На современном этапе высшее руководство страны большое внимание уделяет оценке обществом деятельности региональных властей. В связи с этим возрастает ответственность социологической науки, которая включает не только качество исследования, но и просвещенность, т.е. нравственность тех, кто проводит данное исследование. Как бы Вы оценили современную социологическую науку в контексте вышесказанного?
– Общеизвестно, что граждане отождествляют социологию с опросами общественного мнения. Престиж нашей науки в массовом сознании невысок. Между тем можно утверждать, что лидирует мировое сообщество обществоведов. Например, Европейский Союз выделяет немалые средства на гранты социологам в проблематике относительно общности и различия культур стран ЕС. Нобелевский лауреат американский экономист Норт Дуглас Сесил доказал, что культура больше влияет на экономические процессы, нежели налоговая система, таможенные правила и другие собственно экономические установки. В этой ситуации гражданская роль социолога в нашем обществе важна, в том числе, когда мы пытаемся сформировать гражданское общество. Мы обязаны максимум усилий направить на просвещение умов, особенно молодежи, внедряя в обыденный лексикон такие социологические понятия, как аутсайдер, субкультура и пр. Именно понятийный состав языка является инструментом конструирования социальной реальности.
Трудно понять позицию некоторых достойных уважения коллег, которые объясняют широкой публике, что социология не наука и ей пришел конец. Тому пример, как некоторые наши чиновники хотели сократить наш отдел. Нигилизм относительно социологии аргументируется ссылками на естественные науки, тогда, как известно со времен Макса Вебера, критерии научного социального знания во многом иные. Вместе с тем решающий для любой науки критерий – способность предсказывать ранее не наблюдаемое – остается. По этому критерию социологи не слишком уступают прочим наукам. Достаточно упомянуть классическую теорию модернизации (сегодня – постмодернизации). Все страны движутся по заданному «естественноисторическому» вектору, хотя и своим особым путем. 
В современных условиях развития российского общества роль социологических знаний, несомненно, возрастает, так как объективное представление о трансформационных процессах в жизни социума позволяет в той или иной степени грамотно ориентироваться в социальной жизни, что в свою очередь, бесспорно, способствует формированию гражданского общества.

Подготовила Ирина Орлова