Воспоминания о теплоте и ласке, озаряют нас светом и любовью и порой переливаются в строчки. Недавно в страничке «Делового вторника» («Северная Осетия») приведен отрывок из «Жизни Арсеньева»: «Мать была для меня совсем особым существом среди всех прочих, неразделимым с моим собственным». Вот это ощущение. Оно передалось словам писателя. Слова простые и живые, светятся и греют, заставляют думать и любить.
Или слова Германа Гудиева в стихотворении о матери. Настолько пронзительны и щемящи, что повторяешь их вновь и вновь, взвешивая и впитывая каждое слово.
Не всем дано находить такие слова и складывать их в строчки, возвышая женщину-мать, поднимая ее на пьедестал в наших душах. Поклон им за это. Нам же надо внимать им и благодарить Господа за то, что по воле Его мы появились на свет этот и рождены были нашими Мамами.
Гармония природы, сотворенной Всевышним во всем величии и таинстве, проявляется в зачатии плода, его жизни и рождении Человека. Каждое явление нового существа на свет Божий – чудо, чудо сотворения нового мира, и символом этого чуда является Мать.
Осознавая это, хоть чуточку начинаешь понимать глубокий и человеколюбивый замысел Творца, заложенный в продолжении рода человеческого, в передаче матерью плоду своему не только генетики но и того духа, что наполняет душу его и связывает человека с Богом.
Одним из столпов ислама является намаз – молитва, когда человек в момент молитвы сконцентрирован на своем обращении к Богу и ничто не может прервать его, позволить его мыслям оторваться от Бога. Это закон, догма, кроме одного случая. Единственное, что позволяет ему отвлечься – зов матери.
Женщина в исламе занимает достойное место, но вершина этого уважения и почета – Мать. «Рай находится под ногами матери», – учит ислам.
Будем ли мы достойны этого места знает только Всевышний, но желание этого должно определять жизнь человека, его отношение к обществу. Лишь в отношении к матери с грустью понимаешь, что никогда не возместишь ее бессонные ночи, ее готовность за твое благополучие отдать все, включая саму жизнь. И постоянное чувство вины за свою мужскую неуклюжесть, за неумение обнять и приласкать, хотя очень и очень хочется. А ведь им, родным нашим,так мало надо!
Жаль того, кто этого не понимает, у кого пропадает ощущение материнской заботы, ее близости. Теряется оно лишь тогда, когда душа его черствеет и сердце покрывается пятнами и чернеет.
Тогда теряется и связь с Всевышним, и человек этот уже не ходит под Богом! 
Выход из религии, разрушение связи с Божественным покровительством начинается с утраты связи с матерью, с той незримой пуповиной что облагораживает душу, не дает ей черстветь.
Нежная хрупкая женщина обладает такой жизненной силой и стойкостью, которая не раз спасала народы от бесчестия и вымирания. По преданиям, часть рода осетинского сохранила женщина – Задалески Нана.
Символично, что и Родину называют Матерью.
Только Родина-Мать могла подвигнуть воинов на тот массовый героизм, аналогов которому не было ни в одной армии мира.
Все действия человека, в разных его ипостасях, во все его времена, направленные на защиту, на любовь, имеют изначально один импульс, заложенный Господом в утробе матери – творить добро.
Этот маленький веселый человечек-Ангел тянется к матери, своей защите, к своей самой-самой. Он ласков и добр. Это потом, взрослея и попадая в наше равнодушное общество, начинает бороться со своим добрым началом, считая нежность слабостью.
Это Божественный замысел, стержень, определяющий закономерность продолжения рода человеческого и позволяющий с каждым новым поколением подняться на еще одну ступень его эволюции. И только сам человек в его жажде к примитивному понятию благополучия и сытости противится этому.
Когда пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, спросил один человек: «О Посланник Аллаха, кто из людей более всего достоин того, что бы я с ним хорошо обходился?» – Он ответил: «Твоя мать». Этот человек снова спросил: «А кто потом?» Он вновь ответил: «Твоя мать». И снова человек спросил: «А кто потом?» Ответ вновь был «Твоя мать».
Человек опять спросил: «А кто же потом?» И тогда Он сказал ему: «Твой отец». Это высота уважения к матери, об этом особо сказано в священном Коране. А Деве Марии в Коране посвящена целая сура. Матери, женщине в религии поклонения Единому Богу независимо от вероустава, будь то иудаизм, христианство или ислам, уготовлено особое место. И кавказские адаты, и каноны морали вышли из религии, из ее устава. Отношение к женщине у наших предков было в пример нам. Честь женщины ее чистота были честью всего рода. И позор ее ложился на весь род, на всю фамилию. Сегодня не только фамилия – семья не может или не хочет нести ответственность за действия некоторых ее членов. Платок, брошенный наземь между обнажившими оружие, останавливал самых буйных. Что означал этот жест отчаяния? Быть женщине простоволосой позор у всех народов. Русское выражение «опростоволосилась», означало именно это, женщина переступила моральный запрет. И сегодня определение «опростоволосился» по отношению к любому человеку, определяет его не самый благовидный поступок. Женщина, кидавшая платок к ногам мужчин, снимала его со своей головы. И означало это одно: остановитесь, не позорьте свои фамилии, иначе я принесу срам страшнее. Платок, снятый с женской головы при посторонних мужчинах, означал крайность, и мужчины останавливались, не решаясь переступить эту черту.
Утеря этого понятия – это утрата одного из элементов общественной морали. Сегодня на наших улицах полуголые наши дети, сестры. Шумно проводятся конкурсы красоты с полным оголением, с натуральным отбором товара, и воспринимается это нормально. Почему? Потому что мы уже ненормальные. Постепенное изменение морали не задело наше сознание в той мере, в которой произошли изменения внешнего вида и поведения. Постепенное размывание понятия целомудрия (само слово какое емкое) опустошило души.
Я член этого общества и, думаю, не ханжа. Но глядя на это, задаюсь вопросом: что же останется мужу? Все выставлено напоказ, на неосознанный торг.
А муж невольно или осознанно участник этого торга. Эта девушка, как мы выражаемся, порядочная. В чем ее порядочность? В том что ее наряд совращает взгляд мужчины и он вынужден невольно или добровольно разглядывать ее. Не будем лицемерить, но это так.
Проходит немного времени, и границы этой порядочности отодвинулись или вообще смазались. Может, я излишне жесток в суждениях, но от факта не уйти. Голые ноги, голые пупки, короткие юбки, узкие брюки, а то что молодые зачастую бездетны, а кто может забеременеть, трудно рожают, это ли не следствие слабости и физической, и духовной. Это не было проблемой 70–80-х годов, но это было началом этой проблемы. Понятие развода, ступени распада семьи – раньше это было позором, потом трагедией, затем неприятностью. Сегодня в порядке вещей. Девушек не готовят к замужеству. У нее на первом плане положение в обществе, финансовое благополучие. Ипостась женщины семья и дети отодвинуты. Предназначение женщины – дом, очаг, тепло, любовь – основа общества, иначе все бессмысленно. Где непрерывность рода? Где страсть, терпение, надежда?
Сегодня разводы, завтра однополые браки. Смешно, где логика? В 
70-х гг. было дико говорить об этих извращениях, было противно. Сегодня весь экран голубой и розовый, и Осетия не в стороне. Женщина – великая сила и власть. Она может поднять мужчину, возвысить, устремить, она же его может опустить очень низко. А мужчины и женщины – это мы, общество. И падение идет на наших глазах.
А те, о ком мы говорим, наши дети – будущее нации. 
Поможем им определиться в жизни. Даже глядя на играющих детей, отличаешь девочек. Они создают иную атмосферу, они ласковы, более дружелюбны, в то же время аккуратны и целеустремленны. В них рано проявляется заложенная Всевышним миссия. Мы не знаем, получится ли из мальчика настоящий мужчина, что же касается девочки, то она уже женщина, она живет в своем детском мире, осознавая свою особенность, уникальность заложенного в ней задания – продолжения рода. Очаг, семья и дети не просто удел женщины, это ее предназначение, ее сущность. Когда этого нет или оно входит в противоречие с ее воспитанием, ее плотскими желаниями, то это тот внутренний дискомфорт, который приводит к краху семейных устоев, к несчастным, с комплексами детям, к тем размываемым устоям общества, о которых мы говорим, мина, заложенная следующим поколениям. 
Как-то мой товарищ высказал интересную мысль: остановить процесс можно одним способом – поднять социальный статус женщины, когда мужчины склоняли головы перед женщинами, когда женщины вставали, завидев мужчину. Когда взаимное уважение не предполагало повышение тона разговора ни в обществе, ни с глазу на глаз. Как это сделать? Как помочь женщинам занять место, определенное им Всевышним?
Рождение человека и жизнь его происходят по велению Господа. Проблемы общества, в котором живет человек, возникают при нарушении принципов божественной морали.
Состояние нашего общества уже говорит о том, что пришло время спросить себя, куда мы идем, что мы хотим. Не хотелось бы, чтобы наша нация растворилась в суррогате отношений аморфного безликого общества бездушных и пошлых, циничных потребителей, чей образ ежечасно, ежеминутно навязывает телевидение.
Что-то в обществе накопилось, раз простое стихотворение вызвало такие эмоции.
Поможем себе, поможем детям нашим. Стоит только начать, и Всевышний нам поможет. Сказано Им: «И если он приближается ко мне на одну пядь, я приближусь на два локтя, а если он приближается ко мне на два локтя, я приближусь к нему на морскую сажень, и если он идет ко мне умеренным шагом, я ускоряю Мой шаг».
Пойдем навстречу, сделаем шаг, и мы увидим добро, которое есть в нас. Увидим друг друга. Увидим радостных матерей. Та гордость, которую испытываем мы за поколения, оставившие нам светлые имена поэтов, писателей, военачальников, ученых, обретет должное продолжение. 

С добрыми пожеланиями.
Хаджимурат ГАЦАЛОВ