Такой яркой, неординарной фразой друзья Казбека БАСАЕВА, бывшего оператора НТВ, а теперь фрилансера, выразили свое восхищение его работой.
Там, где опасно…
Восхитились не только друзья… Фонд “Rory Peck”, штаб-квартира которого находится в Лондоне, известен своей благородной миссией – помощью и поддержкой семей погибших репортеров. Свою деятельность он начал в 1995 году, а именем обязан английскому оператору Рори Пеку, погибшему при штурме Останкино в 93-м. И вот уже 14-й год Фонд проводит конкурс на лучшую операторскую работу в «горячих» точках, там, куда не допускают журналистов, потому что опасно, а фрилансеры работают на свой страх и риск. 

Вольный стрелок 
или вольный художник

Фриланс стремительно развивается в России. Впервые термин «freelancer» употребил сэр Вальтер Скотт в своем романе «Айвенго» для описания «средневекового наемного воина». В принципе, сейчас мало что изменилось: фрилансер сам, по доброй воле, нанимается на работу, черпая информацию из различных источников связи, в том числе и «сарафанного» радио. Журналистика, дизайн, компьютерное программирование – вот те сферы деятельности, где фриланс особенно распространен. Зачастую специалисты уходят на «вольные хлеба» из-за отсутствия достойного заработка или же устав от различного рода препонов. Казбек попал во фриланс по банальной причине: на НТВ не было работы, и вот уже 4 года «сам себе режиссер».
Лучший репортер–2009
19 ноября на берегу Темзы в центре Лондона в Доме кино состоялась торжественная церемония награждения. Ребята из международного информационного агентства «Рейтер», для которого Казбек снимал военную хронику из Южной Осетии прошлым августом, отправили пленку в Лондон, Басаев прошел в финал и получил премию имени Рори Пека в категории «Новости». Сюжет «Южная Осетия». Прошу вспомнить Казбека те страшные августовские дни. «Война застала меня в Москве, и 8 августа я вылетел вместе с другими репортерами в Осетию. Хотелось скорей попасть в Цхинвал, не было связи, а у меня там много друзей… – Басаев еще и еще раз прокручивает назад до боли знакомый сюжет. – 9-го был обстрел, мы вернулись в Джаву, и только 11-го числа вместе с войсками проехали в город. Я целый день снимал и отправлял в агентство».
«Это была серьезная война»
– В Цхинвале бывал много раз: южный, теплый, приветливый… Первое впечатление, когда попал туда в августе – город разрушен, изуродован до неузнаваемости. 11-го числа из подвалов стали вылезать уцелевшие жители Цхинвала, – вспоминает Казбек. – Моей задачей было зафиксировать все на пленку, чтобы люди знали, что произошло с маленькой республикой. Документальные «картинки» вывешивались на сайт, и подписчики сайта по всему миру получили информацию из первых рук. 
– Вы считаете, в Лондоне была оценена в первую очередь операторская работа или «горячая» тема?
– Думаю, операторская, потому что пик востребованности темы «Южная Осетия» в мире пошел на спад. Были кадры из Афганистана, Палестины, Бирмы, сильнейшие репортажи из Китая. Для меня победа была неожиданностью, но дело даже не в ней. Та благородная миссия, которой занимается Фонд, вызывает глубокое уважение. Гордишься, что ты среди этих людей.
«Сюжеты о коррупции в разы опасней, чем обстрел»
– Представим, что нет горячих точек. Что попадет в ваш объектив?
– Беженцы, коррупция… Это опасней, чем работать на войне. Снять критический материал против Главы районной администрации какого-либо села сложней, чем снимать обстрел. 
– Трудно ли начать карьеру фрилансера с нуля?
– Трудно, если ты никого не представляешь, у тебя нет аккредитации, особенно на Кавказе. Я до этого работал 5 лет на НТВ, есть знакомые, коллеги, которые мне помогают. Я сотрудничаю с агентством «Рейтер», и помимо собственного взгляда выполняю и их поручения. 
Хочу снимать мир
Казбек объездил весь Кавказ – Грузия, Ингушетия, Кабарда, Чечня, Ставрополье, Ростов. Темы разные – от терактов до соревнований трактористов. Главное – хороший сюжет. Басаев фиксировал на пленку, как делают сыр в горах, как трудятся фермеры, которым кризис «по барабану». Как и любой нормальный человек, он хочет снимать мир, но не дает покоя Беслан… Вновь и вновь память возвращает к тем страшным дням.
«Держать фокус» – главное качество репортера, по мнению Казбека Басаева. И еще осторожность. Безрассудство, бесшабашность только мешают. «На линии огня трудно снять хороший кадр. «Говорящая» картинка – это люди, свидетели событий. Я не застал обстрелы Цхинвала, но я видел лица людей, когда они выходили из подвалов в поисках родных, в поисках еды, и эти кадры как иконы. Драматизм высшей степени, к ним и комментарий не нужен». 
Серьезная документалистика для Казбека выросла из маленькой любительской кинокамеры, которую привез друг из Арабских Эмиратов. «Снимал, монтировал, настолько увлекся, что предложил свои услуги местному телевидению, – говорит Казбек. – Потом – НТВ, вместе с журналистом Ильей Костиным, где только не побывали. Так я включился в «новости»». Казбек и сейчас учится. Агентство «Рейтер» располагает отличной репортерской школой, а как известно, нет предела совершенству. «Не засиживайтесь, не варитесь в собственном соку, а участвуйте в конкурсах, работайте над собой, стремитесь к профессионализму» – дельный совет от Казбека Басаева всей пишущей и снимающей братии.

Анастасия ВЛАСОВА