Невеселые размышления в юбилей 

В минувший четверг скромно, в своем кругу 70-летний юбилей отметил коллектив Художественного музея им. М. Туганова.

 Музейные работники, художники, журналисты, один куратор из республиканского Министерства культуры – вот, собственно, и все участники торжества, хотя, казалось бы, уж кто-кто, а Министерство культуры должно было быть в этот день в стенах Художественного в полном составе.

Между тем нареканий в адрес Минкультуры участниками «круглого стола» было высказано немало. Раньше, говорили выступавшие, даже при очень скудном бюджете фонд музея мог пополняться новыми произведениями художников. С 1990 года этого не происходит. Министерство культуры, судя по всему, абстрагировалось от существующей проблемы. Иначе как объяснить тот факт, что заявки о приобретении работ современных мастеров в министерство музеем подаются, но если раньше с каждой выставки приобреталось хотя бы одно полотно, то теперь это не делается? Складывается впечатление, что заявки попросту игнорируются. В результате за бортом оказался целый пласт произведений современных художников, работы которых «уходят», в том числе и за рубеж. Из уст заместителя директора по научной работе Людмилы Бязровой прозвучал даже горький упрек: «Получается, что в Москве ценят и любят наших художников больше, чем ценим и любим их мы».

 Непополнение фондов, как оказалось, – не единственная проблема Художественного музея. Отсутствие фондохранилищ, которые обещают построить с 1960-х годов прошлого века, привело к тому, что музей не может показать в полном объеме то, что хранит, как  не имеет возможности хранить произведения изобразительного искусства в подобающих условиях.

 

Между тем нашему Художественному музею есть чем гордиться. Взять хотя бы во внимание то обстоятельство, что он является одним из крупнейших музеев изобразительного искусства на Северном Кавказе. Основанный 7 апреля 1939 года, он начал свое существование как Республиканская картинная галерея, но уже в декабре был переименован в Республиканский художественный музей. Основу музейной коллекции составили произведения, полученные в 1939–1940 годах из Государственной закупочной комиссии, фондов Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Государственного Эрмитажа, а также две частные коллекции.

Общее количество экспонатов музея на сегодняшний день составляет около 6 тысяч единиц. Это коллекция с тремя отделами: русского искусства XVIII – начала XX веков, советского искусства и осетинского искусства.

Русское искусство представлено небольшой, но интересной коллекцией: это портреты кисти Ф. Рокотова, О. Кипренского, В. Тропинина, К. Брюллова, И. Репина, В. Сурикова,
А. Любимова, пейзажи В. Садовникова, С. Воробьева, А. Куинджи, И. Левитана, И. Шишкина и других, жанровые картины И. Прянишникова, В. Маковского, Н. Загорского, Т. Мясоедова, а также работы И. Грабаря,
М. Ларионова. В раздел русского искусства конца XIX – начала XX века входят в основном живопись и графика представителей «Союза художников» –
К. Коровина, Л. Туржанского,
С. Жуковского и «Мира искусств» – Л. Бенуа, Е. Лансаре, Б. Кустодиева, Н. Рериха.

Собрание музея располагает большим отделом национального искусства (свыше 3000 единиц хранения), позволяющим проследить всю историю его становления и развития. В нем особое место занимает уникальная коллекция осетинского «примитива» – всемирно известного скульптора С. Едзиева. В коллекции осетинской живописи и графики выделяются произведения основоположников современного профессионального искусства Осетии  Коста Хетагурова, Махарбека Туганова, Азанбека Джанаева и последующих поколений – графиков М. Джикаева, В. Цагараева, А. Арчегова, Ю. Побережного, скульпторов
С. Тавасиева, Д. и А. Дзантиевых, Л. Гадаева, В. Соскиева,
Б. Тотиева, Ю. Кцоева, живописцев Ю. Дзантиева, Б. Калма-
нова, Казбека Хетагурова, Ш. Бедоева, М. Келехсаева, Б. Дзиова, А. Харебова,
Э. и И. Цогоевых, М. Кабулова, Б. Фидарова, мастеров декоративно-прикладного искусства М. Царикаева, Д. Цораева, А. Цараева, О. Малтызовой,
Л. Байцаевой и других.

В последние десятилетия коллекция музея пополняется в основном за счет дарителей. А музей как был, так и остается носителем и пропагандистом художественной культуры. В его залах проходят вернисажи разнообразных выставок (обычно 8–9 в год, в этом, юбилейном, году их было рекордное количество – 15), встречи с художниками, научные конференции, вечера старинной и современной музыки. Музей старается сделать доступными свои коллекции. Вот и сейчас в его залах проходит интересная выставка работ знаменитого художника Махарбека Туганова, чье имя было присвоено музею в 1971 году.

И все же, несмотря на горение коллектива музея, работающего за весьма скромную заработную плату, и большую проделанную работу, юбилей Художественного навеял  невеселые размышления. Музей, без сомнения, должен пополняться новыми работами. А иначе через какие-то десятки лет потомки будут поминать уже нас недобрым и нетихим словом. Может быть, поэтому пришедшие поздравить коллектив с юбилеем художники Таймураз Маргиев и Фидар Фидаров выразили желание преподнести в дар музею свои произведения. А историк Руслан Бзаров высказал предложение создать в помощь Художественному общественный фонд. Быть может, так всем миром и сможем мы пополнять фонд музея, который по праву можно сравнить с «пеплом Клааса», стучащим в наши сердца и не позволяющим уйти в небытие достижениям человеческого духа.

 

Анна ГАЗДАНОВА