Сущность и свойства функционального времени

Так уж повелось, что человеческой жизни свойственно всегда устремляться вперед. Покуда жив человек, его жизненный путь ни на минуту не прекращается. Причем этот путь имеет обыкновение в зависимости от конкретных обстоятельств и периодов жизни то ускоряться, то замедляться. Такова синергетика человеческой жизни, которая обычно разворачивается в некоторой Богом предначертанной длительности многомерных жизненных импульсов. Иначе говоря, жизненный путь человека не бывает устлан прямой ковровой дорожкой. То есть время от времени не обходится без крутых виражей, подъемов, спусков. В этой непростой диалектике жизни ключевыми моментами, позволяющими осмыслить пройденное, выступают определенные жизненные высоты, покоряемые человеком. В числе таких высот особое место занимает семидесятипятилетняя вершина. На нее в конце мая нынешнего года взошел мой добрый старший и коллега по Северо-Осетинскому государственному университету имени К. Л. Хетагурова, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии СОГУ, академик РАЕН, член Российского философского общества, заслуженный деятель науки РФ Тотраз Петрович Лолаев. На Кавказе 75 лет традиционно верно считается порой золотой мудрости.

Тотраз Петрович Лолаев родился 28 мая 1937 года в Дигоре, в последний месяц весны, когда цветение природы в Осетии, как известно, достигает своего пика. Крестный назвал его в честь героя нартского эпоса Тотраза, который, согласно легенде, днем рос на четыре пальца, а ночью на один. В общем-то крестный отец оказался провидцем, ибо Тотраз Лолаев в учебе будет расти такими же темпами. Во время учебы в Дигорской средней школе № 2 был случай, о котором он не может забыть до сих пор. Где-то в пятом или шестом классе один его родственник-старшеклассник рассказал ему о теории относительности Эйнштейна. Естественно, теория была представлена ему в свободном изложении, но она увлекла пытливого ученика. И он начал интересоваться всем, что так или иначе могло касаться теории или ее автора. Тотраз стал искать литературу на эту тему, что в небольшом районном городке было достаточно проблематично. Однако «вскоре Эйнштейн и его воззрения начали представляться ему истиной в последней инстанции».  В ходе поисков ему попадались и работы других авторов, но уже тогда он почувствовал, что никто из мыслителей не дошел в своих исследованиях до сути понятия времени. Чувствовалась некая незавершенность их теорий. Уже в ту пору он начал самонадеянно выдвигать свои идеи, и порой ему казалось, что он на грани открытия. Но потом его одолевали сомнения, и он обнаруживал слабые места в своих умозаключениях.

 

После окончания средней школы Тотраз хотел поступать в Московский государственный университет на философский или физический факультет, но мама и бабушка отсоветовали ему ехать в столицу, поскольку к тому времени их семья осталась без отца-кормильца. Выхода не было, поэтому семнадцатилетний юноша поступает на исторический факультет Кабардино-Балкарского государственного университета, который на третьем курсе стал именоваться историко-филологическим. Но мысль о познании категории времени не покидала ищущего парня ни на миг. Поэтому не удивительно, что он самостоятельно посещал физико-математические занятия. В 1959 году окончил КБГУ, потом была аспирантура и защита кандидатской диссертации в МГУ. С той поры вплоть до настоящего времени Т. П. Лолаев преданно, с присущей ему особой внутренней ответственностью служит в СОГУ делу, ставшему ему родным, на стезе университетского философского образования и науки. Затем в научно-педагогической карьере Т. П. Лолаева наступает новый этап. С 1993 года в течение 14 лет заведует крупной межфакультетской кафедрой философии СОГУ.

Сегодня Т. П. Лолаев – один из наиболее своеобразных, самобытных и еще недостаточно изученных современных российских мыслителей. Не будучи философом с базовым профессиональным образованием, он смог разработать свою оригинальную концепцию времени. На начальном этапе своей научной деятельности ученый занимался вопросами отечественной истории, государства и права, затем увлекся философией. В дальнейшем произошла эволюция его философских взглядов. В силу самобытности научных взглядов Лолаева и их оригинальности они не вписываются ни в одно из современных течений философии. Место ученого в современной истории философской мысли определяется тем, что он предпринял одну из наиболее смелых попыток: сформулировал закон функционирования Вселенной и объяснил причины самоорганизации материи, выявил природу времени и ответил на вопрос: «Что такое время?»

Его научные теории изложены в 9 опубликованных им научных книгах, а также в сборниках, в которых он принимал участие в качестве соавтора. Перу Т. П. Лолаева принадлежат также несколько учебников, написанных для вузов. В 2005 году ученый был награжден Почетной грамотой Президиума РАЕН «за большой личный вклад в отечественную философию». Авторитетную награду профессору Т. П. Лолаеву вручал лично Президент РАО академик РАН В. С. Степин. В том же году он «был руководителем коллоквиума под названием «Проблема времени и ее современная интерпретация» 4-го Российского философского конгресса, в котором приняли участие ученые из 42 стран мира».  О том, насколько проблема времени интересна современной молодежи, говорит такой факт: когда профессор Лолаев должен был прочитать лекцию о времени в Московском университете, то в аудиторию пришло такое количество студентов и преподавателей, что аудиторию пришлось заменить на большую, но и она не смогла вместить всех желающих, и некоторым пришлось стоять в коридоре у открытой двери.

И это при том, что сам профессор Т. П. Лолаев не считает свою теорию истиной в последней инстанции. Он признает, что она возникла на той базе данных о мире, которая доступна современному человеку. Если же база данных увеличится и будут сделаны новые фундаментальные открытия, то они могут поставить вопрос и о пересмотре его теории. На наш взгляд, представляет интерес и высказывание по этому поводу члена-корреспондента РАН Спиркина, который предположил, что если человек не осознал понятие времени, то он бы не состоялся как разумный человек. Во времена античности Аристотель связывал время с движением материи. А в наше время Эйнштейн придал времени и пространству физический смысл. Лауреат Нобелевской премии по физике И. Р. Пригожин назвал это открытие самым выдающимся в XX веке. Теория профессора Т. П. Лолаева о времени полемизировала с теорией Эйнштейна. Из-за этого у него были даже проблемы с публикацией научных трудов. Его обвинили в противопоставлении себя Эйнштейну, после чего ему пришлось смягчить свою позицию.

Справедливость концепции профессора Т. П. Лолаева была доказана экспериментальным путем. При этом надо отметить, что одновременно с его разработками биологи обнаружили, что они все еще пользуются старыми представлениями о времени, которые уже не отвечают потребностям сегодняшнего дня. В рамках данной дискуссии Т. П. Лолаев утверждает, что время – это светское понятие, а не духовное. Хотя признает заслуги отцов церкви, в трудах которых он обнаружил более глубокое понимание времени, чем у многих светских ученых. И для наглядности приводит пример из работы Августина Блаженного «Исповеди перед Богом», где один из отцов церкви времени посвятил целых 40 страниц. В них Т. П. Лолаев, по его собственному признанию, обнаружил такое понимание времени, которое отсутствует у современных ученых. Августин Блаженный считал, что будущее существует непостижимым образом. Концепция же Т. П. Лолаева говорит о том, что существует только настоящее время, а прошлого времени уже не существует.

В последние годы мы все чаще становились свидетелями новых признаний научных достижений профессора Т. П. Лолаева. Так, например, выдающийся ученый современности академик В. В. Пименов, оценивая философские открытия нашего земляка, писал: «Пространство, время и движение – неразделимы… В той или иной степени внятности на него отвечали Лаплас, Декарт и Мах. Из наших современников наиболее убедительные формулировки я обнаружил у профессора Т. П. Лолаева». Высоко оценивал труды нашего ученого и директор Объединенного института ядерных исследований, член Президиума РАН, академик А. Н. Оисякян. В одном из своих писем Т. П. Лолаеву он отмечал: «Мне было очень интересно познакомиться с Вашей точкой зрения на важнейшие вопросы философии». А Лилия Матронина назвала Т. П. Лолаева одним из выдающихся философов страны.

Трудная задача – писать о человеке, который за отведенное судьбой время успел столько сделать. Магнитное поле Т. П. Лолаева притягивает одних и вызывает недовольство у других. «Известно, что в организме человека происходит огромное множество качественных изменений на всех уровнях его структурной организации, в результате которых последовательно происходят изменения в организме человека как единого целого. Именно комплекс этих изменений и образует собственное время человека. Тем не менее, человек (как и любое живое существо) всегда, до конца своей жизни существует в своем собственном настоящем времени».  Приведенная выше формула применима и ко всей истории человечества, если понимать его, человечество, как совокупность индивидуумов, осознающих себя во времени.

Немецкий философ начала XVII века Валентин Анре как-то сказал, что «не всякий город имеет своего философа». Великолепно сказано, но я бы к этому добавил: не всякий народ и не всякая страна. Потому что философия в высшей степени сложная наука: она не вырастает природно, органически из всякой почвы или даже развитой культуры. Философия – это механизм, вырабатывающий мышление о природе, общности, среде обитания, времени. Я чрезвычайно горд тем обстоятельством, что «умственный центр всех осетин»  – город Владикавказ – имеет своего философа – Тотраза Петровича Лолаева. Время – это форма, избранная им для размышлений о вечности бытия.

 

Борис Хозиев,

доцент кафедры журналистики,

заслуженный деятель культуры РФ