В минувшую субботу в малом зале Русского театра состоялась премьера спектакля по пьесе яркого представителя новой волны драматурга Виктора Славкина

Виктор Славкин начинал в свое время с абсурдистских, метафорических пьес. Приверженность постмодернизму чувствуется и в его новом произведении «Вокруг света на такси», жанр которого определяется расплывчато. Сам автор признавался, что хотел написать водевиль с традиционными путаницами, комичными ситуациями и обманами. Однако получилось то, что получилось. Как известный сатирик Михаил Зощенко, Славкин начинает свой рассказ с пустяков. А складывается он в конечном итоге в сагу, из которой можно узнать об образе жизни наших современников больше, нежели из солидных исторических исследований.

Действие в спектакле, поставленном главным режиссером Русского театра, заслуженным деятелем искусств РСО-А Валерием Поповым, разворачивается в салоне такси. Пять человек, названных автором просто «таксист», «пассажир», «девушка», «жена», «попутчик», оказываются в узком пространстве авто, что позволяет актерам ярко раскрывать характеры своих персонажей. Характеры, прямо скажем, непростые, судьбы героев изломаны. Но его величество случай сводит этих людей вместе. Причем не единожды, а дважды – по закону парности событий.

 

И оказывается, что прож-женный соблазнитель пассажир (Антон Морозов) на самом деле не такой уж и искушенный в вопросах взаимоотношений полов. Его верная жена (заслуженная артистка РСО-А Анжелика Круглова) вовсе ему не верна. Попутчик (заслуженный артист РСО-А Владимир Карпов), он же писатель, не столь искренен в своих чувствах, сколь расчетлив. Девушка-стерва (Елена Бондаренко) только внешне стервозна. Внутри нее живет маленький испуганный ребенок. Собственно, маленький испуганный ребенок живет в душе каждого из персонажей, которые, как заметил попутчик-писатель, мечутся, будто челноки, между чистотой и грязью.

Мечется по этой жизни и таксист (Алан Цаллаев), у которого вообще своя история. Услышав его трогательный рассказ, незадолго до того обнажившие свои души герои спектакля бросаются было ему на помощь. Ведь по своей природе человек чуток. Но тут опять все резко меняется, все, как в жизни, –  зеленый – красный. Путь открыт, путь закрыт.

Вопросов в спектакле ставится множество – есть над чем поразмыслить. Множество комичных ситуаций делают его легким, почти воздушным. Есть и полет для фантазии. А что будет дальше? Что сулит новый поворот?

Образы, созданные актерами, убедительны. Помимо давно полюбившихся публике артистов, в этой постановке занят молодой талантливый актер Антон Морозов, до этого игравший в театре Российской армии. На сцене Русского театра это его дебют. Причем дебют в спектакле непростом, ведь даже жанр пьесы, по которой он поставлен, определяется с трудом. Но все абсурдные ситуации между тем взяты из жизни, такой, как она есть – разноцветной. А в ней чего только не намешано. В общем, как сказал один из героев пьесы, «такой вот компот в одной машине».

 

Ольга РЕЗНИК