Ночной бомбардировщик Казбек Алдатов

Северная Осетия дала стране много разных летчиков – истребителей, бомбардировщиков, штурмовиков, испытателей… Некоторые из них стали Героями Советского Союза, имена которых увековечены в названиях улиц, школ, памятниках. Среди них герои Великой Отечественной войны Алексей Остаев, Василий Коняхин, Сергей Бицаев, Ибрагим Дзуцев, а также Эльдар Цоколаев, Александр Карасев, Виктор Агузаров, Виктор Васенков и другие. К сожалению, имена большинства пилотов – наших земляков, которые не получили геройских звезд или не дослужились до высоких чинов, оказались в тени героев, и в первую очередь это касается павших в боях за Родину. Среди них яркой личностью является Казбек Алдатов, летчик ночного бомбардировочного полка. 

Казбек Камбулатович Алдатов родился в 1915 году в селе Шанаево (ныне Брут). С 12 лет работал в поле, но очень хотел учиться. В 16 лет он пешком дошел до станции Беслан, где жила его старшая сестра, а оттуда отправился в город Ейск, поступать в фабрично-заводское училище. Из Ейска его забрали в армию. Вернувшись из армии, он поступил в Ейское военно-морское авиационное училище, но не окончил его, вынужденный в 1940 году вернуться в Брут, помогать состарившемуся отцу.

С началом Великой Отечественной войны Казбек – в армии. Он проходит обучение на летчика и с сентября 1942 года служит пилотом в 763-м легкобомбардировочном полку. Его полк снабжал продовольствием и боеприпасами 46-ю армию, которая сражалась на перевалах Главного Кавказского хребта. Летали летчики на тихоходных, но удобных в горной местности По-2. Под огнем противника, подвергаясь атакам вражеских истребителей, с трудом преодолевая высокие хребты, летчики мастерски сажали свои воздушные машины на крохотные площадки, доставляя войскам боеприпасы, продовольствие и обмундирование. Обратными рейсами вывозились раненые.

 

Старшина Алдатов за 301 вылет на передовую, в горную местность, в сложных метеоусловиях перевез 47 тонн грузов и вывез 519 раненых бойцов и командиров, за что был награжден медалью «За боевые заслуги».

В следующие месяцы Казбек Камбулатович сделал 154 ночных вылета на уничтожение живой силы и техники противника. Хорошо владея полетами ночью, он отлично выводил самолет на цель, независимо от метеоусловий, противодействия зенитных орудий и прожекторов. Сброшенные им бомбы метко ложились в цели.

В ночь на 13 февраля 1943 года ему была поставлена задача бомбовыми ударами поразить автоколонну противника, двигавшуюся по дороге с Ахтырской на Абинскую. Поставленная задача была блестяще выполнена. Подлетев к цели около 4 часов утра, Алдатов уничтожил около десятка автомашин. Ночью 17 февраля он бомбил зенитные средства противника и прожектора.

20 апреля ночным налетом старшина Алдатов уничтожил батарею минометов и зенитный пулемет. В ночь на 22 апреля в районе Новороссийска Казбек разбомбил технику и склад боеприпасов.

В течение мая ночными бомбардировками отважный летчик уничтожал зенитные средства противника, технику, живую силу. За мужество и отвагу, отличное выполнение боевых заданий старшина Алдатов был награжден орденом Красного Знамени.

Всего в небе Кубани Казбек Камбулатович совершил 197 ночных вылетов. О нем не раз писали статьи во фронтовой газете «Советский пилот». Описывали, как он мастерски в ночном небе подлетал к вражеским позициям и обрушивал весь свой бомбовый запас.

Весной 1944 года он был в 218-й авиадивизии в составе 4-й воздушной армии и принял участие в освобождении Крыма. С апреля 1944 года его дивизия была в составе 4-го Украинского фронта, затем 2-го Белорусского фронта. Позднее 218-ю авиадивизию перевели в 5-ю воздушную армию.

20 августа 1944 года началась Ясско-Кишиневская операция. Ее главной целью был разгром крупной немецко-румынской группировки, прикрывавшей балканское направление, освобождение Молдавии и вывод Румынии из войны. Эта операция считается одной из самых удачных советских операций во время Великой Отечественной войны. Она входит в число так называемых «десяти сталинских ударов».

На рассвете, 20 августа, тысячи орудий обрушили огонь на позиции врага. После артиллерийской подготовки войска 2-го Украинского фронта при поддержке авиации 5-й воздушной армии перешли в наступление.

Еще не умолк грохот артиллерии и гвардейских минометов, а в воздухе послышался гул самолетов. Более 80 бомбардировщиков 218-й авиадивизии поднялись в воздух нанести массированный бомбардировочный удар по опорным пунктам противника в южной части города Яссы.

Самолет А-20 («Бостон») летчика младшего лейтенанта Казбека Алдатова был в составе штурмана младшего лейтенанта Василия Полушкина, стрелка-радиста старшего сержанта Николая Кузнецова и стрелка старшего сержанта Александра Громова.

В 7.40 утра, маневрируя, с приглушенным мотором Алдатов подвел самолет к цели в районе города Яссы и стал бомбить. Тем временем противник подготовился к воздушным ударам. Семь батарей среднего и крупного калибра открыли огонь по советским самолетам. Зенитные снаряды попали в бомболюк самолета Алдатова в момент сбрасывания бомб. Бомбардировщик мгновенно взорвался в воздухе. Так же погиб и соседний самолет экипажа капитана Кочетова.

В Осетии у Казбека Алдатова осталась дочь Лиза, которая родилась 1 октября 1944 года. По злой иронии судьбы именно в этот день в дом Алдатовых принесли похоронку о гибели отважного летчика.

Долгие годы жена, мать и отец Казбека безуспешно искали его могилу. Ныне этими поисками занята Лиза. Хотя она понимает, что ее может не быть вовсе, она все же надеется, что где-то в далекой Румынии покоится ее отец и когда-нибудь она возложит цветы к месту его последнего упокоения.

 

Феликс КИРЕЕВ