Одна, но пламенная страсть

Заполняя однажды анкету, наш известный кинорежиссер, заслуженный деятель искусств РСО-А, заслуженный работник культуры РФ Измаил Бурнацев в графе «увлечения» написал всего лишь два слова – «только кинематограф». Было это лет 20 тому назад. А вот пламенную страсть к важнейшем из искусств Измаил Петрович, которому завтра исполняется 70, пронес и продолжает нести, причем нести достойно, не расплескивая, через всю свою жизнь. Он и сейчас полон планов и надежд, которые связаны неизменно с кинематографом, мечтает, к примеру, снять искрометную комедию, да такую, чтобы и зрителя развеселить, и ярко выраженные национальные осетинские характеры показать. И, несмотря на множество популярных в народе отснятых им кинолент, по-прежнему считает, что главная картина еще впереди. Так, наверное, и должно быть у человека, не останавливающегося в своем развитии. А Измаил Бурнацев как раз из их числа…

 

Начиналось же его вхождение в кинематограф еще в 60-е. По окончании владикавказской школы № 5 Бурнацев, в отличие от многих его сверстников, вовсе не грезил кино, но все же мечтал о профессии творческой. Какой, и сам тогда еще не знал. Свою трудовую деятельность он начал радиомехаником Северо-Осетинского телецентра, затем стал телеоператором, а после службы в армии, выдержав немалый конкурс, поступил во ВГИК, который успешно окончил.

«Многие приезжие, – вспоминает сегодня Измаил Бурнацев, – старались остаться в Москве. Я же, напротив, рвался домой. На нашем телевидении открылась редакция кино!» Государственная политика в ту пору и впрямь благоволила к развитию национального кинематографа. Поэтому, как воздух, нужны были специалисты. Случалось и такое, что Измаилу Бурнацеву доводилось быть во время киносъемок одновременно и оператором, и режиссером, а иногда еще и сценаристом. Но со всеми возложенными на него обязанностями молодой кинематографист прекрасно справлялся. Поэтому неудивительно, что ему, выпускнику операторского факультета ВГИКа, приказом председателя Гостелерадио СССР была присвоена квалификация режиссера. Случилось это вскоре после того, как на Центральном телевидении были показаны  первые фильмы, снятые Измаилом Бурнацевым.

А начинал молодой режиссер с документального кино. И начинал, надо сказать, весьма многообещающе. Первый же фильм Измаила Бурнацева «Непокоренные» получил диплом Союза кинематографистов СССР. Другая кинокартина «Плавка» – диплом Всесоюзного фестиваля телевизионных фильмов, проходившего в 1971 году в Минске. Приза жюри V Всесоюзного фестиваля телевизионных фильмов в Ташкенте в 1973 году был удостоен фильм «Верность» и приза Смотра киноискусства в Ростове-на-Дону – кинолента «Тетива».

В 1975 году Измаил Бурнацев попробовал свои силы в художественном кинематографе и вновь оказался на высоте. Его первые комедийные фильмы «Сюрприз» и «Семейная драма», неоднократно показанные по Центральному телевидению, очень понравились зрителю. Да что там говорить, они до сих пор являются самыми популярными в республике. Сегодня это уже классика осетинского кинематографа.

А тогда… Известный грузинский режиссер Тенгиз Абуладзе, посмотрев «Сюрприз», пришел в восторг и дал высокую оценку картине: «Эта работа осетинских кинематографистов относится к тем редким произведениям искусства, в которых проглядывается искра Божья его создателей».

Однако создателей этого шедевра режиссера Измаила Бурнацева и автора сценария Владимира Гутнова после того, как «Сюрприз» показали по Центральному телевидению, тоже ожидал тот еще сюрприз. В комедии, где в самом ее конце один из персонажей, сыгранных Исаком Гогичевым, повиснув на дереве, говорит: «Лучше построить новый дом, чем ремонтировать старый», а внук-сорванец выкрикивает на это: «Ура! Мы будем строить новый дом!», зоркие цензоры усмотрели политический подтекст. По душу режиссера и автора сценария из Москвы примчался куратор. Был созван совет, на заседании которого создателям фильма устроили настоящую выволочку (если бы только они знали, за что). А уже потом, когда в СССР начал меняться политический строй, о них заговорили как о предвестниках грядущих перемен. А «предвестники», между тем, всего-то навсего снимали комедию. Но такова она, сила воздействия настоящего искусства.

В 1978 году Измаил Бурнацев приступил к съемкам первого в СССР художественного фильма на чечено-ингушскую тематику. Картина называлась «Горская новелла». И снова успех! В 1979 году на 8-м Всесоюзном фестивале телевизионных фильмов в Баку кинолента «Горская новелла» завоевала приз жюри. Сам Измаил Бурнацев был награжден Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР. Наградой для создателей картины стало и то, что ее неоднократно показывали по ЦТ в День учителя.

Думаю, излишне говорить, что каждый новый фильм, поставленный Измаилом Бурнацевым, демонстрировал не только его растущее мастерство, но и все более пристальный взгляд художника на жизнь горцев Кавказа. Разные темы, разные эпохи,  разные герои, разные, хотя и присущие только Бурнацеву, выразительные средства – и мы сегодня имеем «Сбереги башню», «Чегери», «Возвращение Урузмага», «В одной связке», «Тайну бронзовой головы», «Крутизну» (в 1985 году эта картина была отмечена призом XI Всесоюзного фестиваля телевизионных фильмов в Киеве), «Диалог» (снят по сценарию выдающегося советского режиссера Юрия Чулюкина), «И оглянулся путник», «Дезертира», «Волшебную папаху»…

Каждый новый фильм, без сомнения, становился событием. “Сбереги башню” – под таким названием, – писала пресса, – вышел новый художественный фильм Северо-Осетинского телевидения, в основу которого был заложен сценарий известного московского драматурга и кинокритика Андрея Зоркого. В этом произведении  главной идеей являются размышления о воспитании ответственного перед обществом человека, об умении держать свое слово… Фильм помогает решать важные моральные проблемы…»

«На днях, – писала газета «Дагестанская правда», – кинематографисты Северной Осетии показали нам свою новую работу – художественный фильм «Чегери», созданный по одноименной повести дагестанского писателя Ахмедхана Абу-Бакара. Мы увидели любовно снятый рассказ о том, как зарождается у юных светлое чувство любви, как побеждает вера и преданность своему делу, как наш сегодняшний день приносит новые, современные взгляды на жизнь, новые традиции жителей Страны Гор. Доброго слова заслуживает режиссер-постановщик Измаил Бурнацев. Он сумел в своей интерпретации так преподнести нам действия героев, что сюжет фильма держит зрителей в постоянном напряжении, которое не ослабевает до самого финала фильма».

«Бурнацев – романтик! – говорил о нем в интервью газете «Социалистическая Осетия» видный советский режиссер и сценарист Владимир Мотыль. – И естественно, что, воссоздавая события гражданской войны в фильме «Буйный Терек», он пропускает их через свое субъективное восприятие. Это, на мой взгляд, наиболее плодотворный путь создания исторических картин. Личность художника должна раздвигать рамки жанра, размывая его каноны, привнося психологизм, философское обобщение, теплоту лиризма, высокое напряжение эмоций. На мой взгляд, Бурнацеву это удается, и потому считаю, что «Буйный Терек» – профессионально зрелая работа».

О «Буйном Тереке», однако, разговор особый. Эта кинолента была отснята в 1981 году, то есть 30 лет тому назад, по сценарию народного писателя Осетии, председателя Государственного комитета по телевидению и радиовещанию Северной Осетии Ахсарбека Агузарова. «Мы его считаем зачинателем осетинского кино», – признается Измаил Бурнацев. Однако при  работе над картиной «Буйный Терек», вспоминает он, автор сценария и режиссер, оказавшись на разных полюсах, спорили до хрипоты. Ахсарбек Агузаров преследовал политические цели – показать революцию на Северном Кавказе. Измаила Бурнацева гораздо больше интересовала человеческая драма, что разы-
гралась в семье царского полковника Дзандара, один из сыновей которого оказался в стане белых, другой сражался на стороне красных. В спорах, по словам Измаила Бурнацева, рождалась истина. «Мы дополняли друг друга, – рассказывает он. – Но я так и не сумел до конца переломить ту сценарную канву». Возможно, удалось бы это сделать, будь снята вторая серия фильма, как задумывалось изначально. Но в 1981 году в республике было неспокойно. Сменилось руководство, в том числе и Госкомитета по телевидению и радиовещанию.

Зато тому, что столицей телевизионного кино Северного Кавказа  стал наш город, мы обязаны, по словам Измаила Бурнацева, как раз Ахсарбеку Агузарову. Комиссия из Москвы, решавшая этот  вопрос, первым делом приехала в Северную Осетию. И именно Ахсарбек Агузаров посоветовал москвичам проехаться по субъектам Северного Кавказа, уверяя, что все столицы автономных республик достойны того, чтобы стать центром регионального телевизионного кино.  В итоге, исколесив весь Северный Кавказ, комиссия вернулась в Орджоникидзе. Как оказалось, Агузаров был единственным председателем республиканского Госкомитета по телевидению и радиовещанию, считавший, что и другие тоже достойны. Такая вот любопытная была история.

Впрочем, их в копилке памяти Измаила Бурнацева наберется немало. А фильмы, снятые режиссером, могут поведать вдумчивому зрителю немало и о нем самом. Кстати, после просмотров на Центральном телевидении кинолент, созданных Бурнацевым, нередко прибывали на имя руководства Госкомитета по телерадиовещанию Северной Осетии телеграммы такого содержания: «На летучке Центрального телевидения положительную оценку получил художественный фильм «Возвращение Урузмага». Отмечалась интересная тема фильма, профессиональная работа режиссера, выразительное операторское решение, яркая игра актеров. Руководство ТПО «Союзтелефильм», студия «Ростелефильм» поздравляют съемочную группу и весь коллектив Госкомитета с успешной работой и желают дальнейших творческих успехов». Или: «Поздравляем с успехом съемочную группу фильма «Волшебная папаха»! Председатель Гостелерадио СССР Эдуард Сагалаев».

Высокую оценку творчеству Бурнацева давал и Союз кинематографистов СССР, членом которого Измаил Петрович состоял более 30 лет. В 1977 году Союз даже направил Бурнацева с программой его фильмов в зарубежную командировку…

Иные времена – иные песни, а точнее, фильмы. Но это, однако, не мешает человеку со стержнем оставаться верным себе. В 1996 году Измаил Бурнацев возглавил Северо-Кавказский филиал Межгосударственной телерадиокомпании «Мир». То есть вновь оказался в эпицентре важнейших событий, происходящих на Северном Кавказе. Информационные сюжеты, выпуски, программы о жизни, традициях, истории и культуре  народов самого «горячего» региона России несли и продолжают нести правдивую информацию, нацеленную исключительно на содействие мирному развитию региона.

За фильмы и программы, созданные при непосредственном участии Измаила Бурнацева, на Международном телекинофоруме  в Ялте в 2001 году ему были вручены специальный приз жюри, приз города Москвы и приз «Парламентской газеты». «Перед создателями фильма, – писала пресса о картине «Осетия на орбите «Мира», ставшей лауреатом телекинофорума, – стояла колоссальная задача – за 26 минут показать в динамике жизнь целого народа, его истоки, настоящее и будущее. На первый взгляд, задача кажется невыполнимой, создается впечатление попытки объять необъятное, но высокое мастерство режиссера способно творить настоящие чудеса. Фильм смотрится на одном дыхании… Председатель жюри телекинофорума О. М. Попцов, вручая приз Измаилу Бурнацеву, сказал, что за 26 минут он узнал об Осетии больше, чем за всю свою жизнь!»

Хотелось, чтобы мы знали друг о друге как можно больше, считает Измаил Бурнацев. Продолжая сеять разумное, доброе, вечное, он называет сегодняшней самой большой проблемой – отсутствие осетинского кинематографа, такого, каким он был в зените своей славы. Конечно, хотелось бы, чтобы было восстановлено игровое кино. А это невозможно без государственной поддержки. Да и одна республика такую ношу не потянет. Создание Северо-Кавказской студии игрового кино – вот, кстати, один из рецептов решения многих наболевших проблем, в том числе информационных. Вот и появилась бы реальная возможность достучаться до зрителя, рассказать о Северном Кавказе нечто важное, позитивное, чего так недостает в нынешнем медийном пространстве. Игровое кино, как, быть может, ничто другое, будет рассказывать о прошлом, объяснять настоящее, намекать о будущем и, конечно же, воспитывать. А хорошее, правильное воспитание, основанное на лучших традициях предков, – это как раз и есть то, чего так недостает в настоящее время подрастающему поколению.

 

Ольга РЕЗНИК