В 1977 году во Владикавказе было открыто троллейбусное движение. Горожанам сразу понравился новый вид транспорта – не звенит и не стучит, как трамвай, и не портит воздух, как автомобиль.

Постепенно развиваясь, владикавказский троллейбус к началу 90-х годов охватывал весь город, шесть маршрутов насчитывали более 60 км. К этому времени началась разработка строительства троллейбусных линий из Владикавказа в Беслан до аэропорта и в села Гизель и Октябрьское, а также возведение нового троллейбусного депо № 2. Планы были вполне осуществимые, но известные события в стране помешали этому. Городские власти были озабочены другими проблемами, и троллейбус тихо умирал на глазах у всех. Последний раз троллейбусный парк пополнялся новыми машинами в 2002 году. Тогда в город поступило 7 единиц ЗИУ-682Г-012, а также несколько кузовов первой комплектности. В 2008 году Владикавказ приобрел 3 бэушных троллейбуса ВМЗ у г. Шахты Ростовской области. К 2008 году во Владикавказе осталось лишь два троллейбусных маршрута и около десяти троллейбусов. Начал ставится вопрос о закрытии троллейбусного движения.

Общественность стала отстаивать троллейбус, так как его экологичность весьма очевидна, что немаловажно для Владикавказа, задыхающегося от смога автотранспорта. В результате в январе 2008 года стало известно, что в АМС Владикавказа разработана программа по развитию электрического муниципального транспорта. По лизингу в столицу Северной Осетии будут доставлены новые троллейбусы. Как сообщили в мэрии Владикавказа, власти города намерены восстанавливать и старые троллейбусные маршруты, которые ранее были закрыты.

 

Прошло некоторое время, и новые власти города изменили свое отношение к троллейбусу. В сентябре 2009 года пришло сообщение, что в североосетинской столице будут закрыты последние троллейбусные маршруты. В современных условиях данный вид транспорта стал убыточным. Об этом заявил градоначальник Владикавказа Сергей Дзантиев. По словам мэра, в муниципальном предприятии по эксплуатации электрического транспорта осталось всего четыре троллейбуса, которые работают с перебоями. Техника отслужила свой срок, все время выходит из строя – нет больше смысла за счет бюджета города компенсировать убытки.

Казалось, что троллейбусу подписан приговор, но уже в январе 2010 года появилось весьма оптимистическое известие. Весьма неожиданно во Владикавказе были введены в эксплуатацию новые белорусские троллейбусы. Как было заявлено, это стало первым шагом в реализации предварительного соглашения о сотрудничестве между администрацией Владикавказа и Торговым Домом «Беларусь-Сочи», который является дилером крупнейших белорусских предприятий на Юге России.

В торжественной церемонии ввода в эксплуатацию новых троллейбусов, которая состоялась на Осетинской Слободке, приняли участие глава муниципального образования Владикавказа Бэла Икоева, глава городской администрации Сергей Дзантиев, первый заместитель председателя парламента Станислав Кесаев, руководитель трамвайно-троллейбусного
управления Алан Хутугов и другие официальные лица.

Сергей Дзантиев, поздравляя горожан со знаменательным событием, напомнил, что еще несколько месяцев назад стоял вопрос о ликвидации электротранспорта во Владикавказе. По его словам, сейчас ситуация кардинально изменилась. Как заявил мэр города – это только начало. В дальнейшем планируется приобрести еще шесть таких троллейбусов. Обновление парка электротранспорта – это только один из пунктов программы «Город начинается с Тебя», разработанной в администрации Владикавказа. Новые троллейбусы отвечают всем требованиям правил пассажирских перевозок.

Как рассказал начальник Управления транспорта и связи администрации местного самоуправления (АМС) Владикавказа Мурат Газданов, «технические особенности троллейбуса кардинально отличаются от прежних «собратьев»: новая система приводов обеспечивает меньшие затраты на электроэнергию. Кроме того, вся электрическая часть вынесена на крышу. Это очень важно при эксплуатации троллейбусов, например, при мойке салона. Теперь можно не опасаться, что замкнет контакты при попадании влаги».

«Низкопольные троллейбусы, двери которых находятся на высоте бордюров, рассчитаны на молодых мам с колясками, пожилых людей, инвалидов-колясочников. Теперь они могут беспрепятственно пользоваться общественным транспортом. Для руководства города это было главным критерием при выборе модели», – сказал Мурат Газданов.

Тогда же было сказано, что во Владикавказе планируется открыть предприятие по сборке троллейбусов, светофоров, дорожно-строительной и коммунальной техники, а в перспективе – и лифтов.

Увы, второго рождения владикавказского троллейбуса, горожане не дождались. В конце мая стало известно, что с 1 июня троллейбусное движение будет полностью остановлено, взамен на линии выйдут новые автобусы «Хендай».

Начальник Управления транспорта, промышленности и связи АМС г. Владикавказа Мурат Газданов еще недавно расписывающий достоинства новых троллейбусов, теперь заявил, что эти «достоинства» их и погубили.

«Троллейбусы производственного объединения «Белкоммунмаш» были доставлены в город по договору испытания, то есть, с условием их приобретения и последующего пополнения парка в случае успешной работы, – сказал Мурат Газданов. – Но, к сожалению, эти планы придется отсрочить. Тяговые подстанции и контактная сеть не выдерживают нагрузки, с трудом справляясь даже со старым подвижным составом, к слову, также не соответствующему элементарным нормам. Оснащенные современными бортовыми компьютерами, новые троллейбусы оказались не приспособлены под устаревшую морально и физически контактную сеть, и в результате из-за частых поломок большую часть времени проводили в депо».

Тогда же мэр Сергей Дзантиев рассказал, что троллейбусное движение закрывается не навсегда, а временно, и что в ближайшее время мэрия собирается закупить в Германии 10 троллейбусов.

Ситуация более чем странная. Во-первых, если белорусские троллейбусы прибыли лишь для испытания (о чем тогда никто не говорил), то почему их пуск был устроен весьма пышно с участие первых лиц города и Парламента?  Во-вторых, все технические вопросы можно было решать заранее. Нет необходимости вести троллейбус из Белоруссии, чтобы узнать, что наша сеть для него не подходит. Здесь невольно возникает вопрос, а для каких контактных сетей белорусы выпускают свои троллейбусы? Они что не знают что в странах СНГ в большинстве своем старые троллейбусные сети. Тем не менее «Белкоммунмаш» выпускает троллейбусы (уже четвертого поколения) и весьма успешно их реализует. Белорусские троллейбусы уже эксплуатируются в 7 городах Беларуси и 32 городах России, Монголии, Латвии, Казахстана, бывшей Югославии. К сведению, в 2008 году Санкт-Петербург приобрел 100 белорусских троллейбусов.

Еще большее удивление вызвали слова мэра Владикавказа о закупке троллейбусов в Германии, где нет производства троллейбусов. Неужели там специально для Владикавказа их стали выпускать? Или это как обычно будет списанная техника бывшего ГДР и поэтому купить их дешевле, чем в России или в Белоруссии?

Как бы то ни было, троллейбусов во Владикавказе опять, в очередной раз, не будет, хотя при такой «последовательности» решений городских властей, возможно все, даже создание в нашем городе метро. А пока будем пользоваться корейскими автобусами, за что мэрии большое спасибо. Но торопиться разрезать красную ленточку вряд ли стоит. Пусть хотя бы этот транспорт будет «бесшумным».

 

Чермен ХУТИЕВ