Историческая память

Не знаю как вам, но мне, по правде говоря, пришелся по душе замысел, что в нашем городе в недалеком будущем (надеюсь) появятся памятники Евгению Вахтангову и городовому как олицетворению старого Владикавказа с его аккуратными зелеными улочками. Что касается Вахтангова, то воздвигнуть памятник нашему знаменитому земляку на его малой родине, по большому счету, нужно было давным-давно. Уж, во всяком случае, раньше, чем Михаилу Булгакову при всем моем глубоком уважении к автору «Мастера и Маргариты». Ведь Булгаков всего лишь проживал в нашем городе в начале 20-х годов прошлого столетия. А Вахтангов здесь родился и вырос. Каждая улица, каждый дворик старого Владикавказа были для него родными.

К счастью, сохранился дом Вахтанговых на пересечении улиц Армянской и Гаппо Баева. Правда, единственное, что напоминает сегодня о том, что в этом доме родился и вырос известный советский театральный режиссер Евгений Вахтангов, тот самый неординарный человек, в котором М. Горький видел «почти гениального режиссера», кого старейшая актриса МХАТа А. О. Степанова назвала «великим гражданином страны», чьим творчеством откровенно восхищались художники мирового театра Гордон Крэг, Андре Антуан, Бертольд Брехт, – это мемориальная доска на фасаде здания, внешний вид которого в последнее время очень сильно изменился, а если говорить точнее (ведь здание-то историческое) – пострадал. Сразу в нескольких местах были пробиты суперсовременные двери: кафе «Турандот» (хорошо еще, что не «Деловая колбаса», или «Шницель-хаус», или, не дай бог, «Япона мама» – не удивляйтесь, в реальной жизни есть и такие), какой-то «Queen» (к чему тут логотип известной британской рок-группы?) и еще некие наглухо закрытые, без опознавательных знаков. Так что мемориальная доска на отчем доме Евгения Вахтангова скромно притаилась в уголке, «забитая» кричащими вывесками.

А по-хорошему в этом бы здании открыть дом-музей всемирно известного режиссера Евгения Вахтангова (не каждый город, скажем прямо, может похвастать таким знаменитым земляком). Ведь есть же, к примеру, в Москве дом-музей режиссера Константина Станиславского, а в Переделкино – режиссера Григория Александрова и его блистательной супруги актрисы Любови Орловой. Или вот, скажем, в небольшом городке Юрьевец Ивановской области находится дом-музей советского кинорежиссера и сценариста Андрея Тарковского – в этом самом доме прошло детство Андрея Арсентьевича. Есть еще дом-музей режиссера Сергея Параджанова в Ереване, в котором он, к слову, никогда не жил, но в доме воссоздан интерьер тифлисского жилища художника, откуда были перевезены многие его личные вещи. Вот и хочется спросить: а наш-то Евгений Вахтангов чем хуже? И чем он заслужил такое к себе отношение городских властей, которые дали разрешение поиздеваться над отчим домом художника? Или двери пробивали без высочайшего соизволения? И вот еще что хотелось сказать: будь во Владикавказе дом-музей Евгения Вахтангова, в городе появился бы еще один объект, которым можно было бы по-хорошему удивлять туристов, коли уж в будущем мы претендуем на звание туристической Мекки.

А вообще, если удивлять – так удивлять. К слову, в давние времена одной из визитных карточек Владикавказа был единственный в России памятник простому солдату – рядовому Архипу Осипову. Памятник этот располагался по ул. Московской (ныне Кирова). В первые годы советской власти его почему-то сочли классово чуждым и уничтожили, как уничтожили в нашем городе в ту пору и памятник солнцу русской поэзии А. С. Пушкину в названном в его честь Пушкинском сквере. Да и сам сквер на заре советской власти тоже снесли, ибо Пушкин признавался тогда (не удивляйтесь!) буржуазным писателем. Это позже все вернулось на круги своя. И вот тогда-то где-то в центре вдруг вспомнили, что был-де во Владикавказе Пушкинский сквер. Правда, на месте сквера появилось уже новое здание (сейчас там Дом Правительства). Вот и пришлось по-новой разбивать Пушкинский сквер на месте к тому времени снесенного Старого войскового собора.

Рядовому Архипу Осипову, скажем прямо, повезло гораздо меньше, чем поэту Александру Пушкину. Памятник простому солдату во Владикавказе, которым горожане некогда восхищались и гордились, так и канул в Лету. Вот и подумалось: почему бы нам сегодня, коли уж городские власти обратили свои взоры на памятники, не воссоздать запечатленный на старых фотографиях монумент?

Не больше, чем Архипу Осипову, повезло и некогда весьма известному государственному деятелю М. Т. Лорис-Меликову. Этот человек без малого десять лет являлся начальником Терской области, центром которой был Владикавказ. Исполняя эту должность, Михаил Тариелович проявил блестящие административные способности. Буквально за несколько лет ему удалось подготовить население области к восприятию гражданственности, вследствие чего уже в 1869 году оказалось возможным установить управление областью на основании общего губернского учреждения и даже ввести в действие судебные уставы императора Александра II. Особую заботу проявлял Лорис-Меликов о народном образовании: число учебных заведений при нем возросло от нескольких десятков до 300 с лишним. На его средства во Владикавказе было учреждено ремесленное училище, носившее его имя. В 1880 году, когда Михаил Тариелович занимал уже пост министра внутренних дел России и активно боролся с террористами, постановлением Городской думы ему было присвоено звание почетного гражданина города Владикавказа.

До сих пор поражает воображение владикавказцев старинной архитектурой и узорчатыми балконами одна из красивейших улиц города, носившая вплоть до 20-х годов нашего столетия имя Лорис-Меликова. Сейчас это улица Ленина. Кое-где на табличках с названием улицы упоминается, что прежде она называлась Дворянской. Да, называлась, правда, еще до того, как стала Лорис-Меликовской. Но о Лорис-Меликове сегодня ни слова, ни звука. Интересно почему?

А вот кому из отцов Владикавказа особенно не повезло, так это основателю нашего города (в ту пору крепости Владикавказ) генерал-поручику Павлу Сергеевичу Потемкину (между прочим, участнику Русско-турецкой войны 1768–1774 гг., храброму и способному офицеру). Это он в 1784 году в рапорте генерал-фельдмаршалу князю Г. А. Потемкину писал: «При входе гор предписал я основать крепость на назначенном по обозрению моему месте под именем Владикавказ». Упоминание о П. С. Потемкине вы можете найти лишь на расписанной стене на площади Штыба, где весьма однобоко в духе сегодняшних доморощенных историков отражена история Владикавказа. А вот памятник на той же площади воздвигнут другому человеку – Дзаугу Бугулову, основателю осетинского поселения Дзауджикау. Смею предположить: если бы поблизости не возникла крепость Владикавказ, поселение Дзауджикау,
как и имя его основателя, вряд ли было бы сегодня более известным, чем, скажем, села Гизель или Карджин. Кто их, кстати, основал?

О Потемкине же сегодня далеко не все знают. Своими ушами слышала, как молодые люди, указывая на памятник Дзаугу Бугулову, утверждали, что он и есть основатель Владикавказа. Вот и получается, что не только закон, как дышло, но и историческая память тоже. Хотя она, на самом деле, требует более трепетного и бережного к себе отношения.

 

Ольга РЕЗНИК