Всю неделю на сцене Русского театра им. Е. Вахтангова проходил традиционный, четвертый по счету, театральный фестиваль с символичным названием «Сцена без границ». На этот раз его участниками стали русские театры Северного Кавказа.

У театрального форума во Владикавказе, организованного в начале нового тысячелетия по инициативе мэтра осетинской национальной сцены, народного артиста РФ, режиссера Георгия Хугаева, своя интересная история. В числе его участников в разное время были творческие коллективы из Дагестана, Чечни, Абхазии, Адыгеи, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Северной и Южной Осетии, а также Татарстана, Калмыкии, Киргизии, Таджикистана и даже Македонии. А в числе его гостей – известные творческие личности: главный редактор журнала «Театральная жизнь» Олег Пивоваров, драматург Владимир Гуркин, театральные критики Николай Жегин и Константин Щербаков, режиссер, секретарь правления СТД РФ Рифкат Исрафилов, режиссер Ювеналий Калантаров, критик Нина Карпова и другие.

Как отмечали все участники фестиваля, он реально поспособствовал росту творческих сил региона, взаимообогащению культур, пониманию высоких целей искусства в жизни  общества. О том, что театральный форум во Владикавказе действительно важен, сказал во время  открытия фестиваля «Сцена без границ» директор Русского театра Владимир Уваров. «В условиях отсутствия гастрольной практики единственной формой общения с коллегами остается фестиваль», – заметил он.

 

Со словами приветствия и поздравления к участникам фестиваля и многочисленным зрителям обратились министр культуры РСО-А Фатима Хабалова, директор Кабардино-Балкарского русского драматического театра им. М. Горького Виктор Ездоков и председатель жюри, обладательница многих международных титулов, известный театральный критик из Ганновера Нина Мазур.

Гостья из Германии призналась, что в Северной Осетии она впервые. А вообще на Кавказе в первый раз побывала этой осенью в качестве члена жюри второго международного театрального фестиваля в г. Махачкале. Там она и увидела коллектив нашего Русского театра, который сразу же вызвал восторг и восхищение. Поэтому приглашение приехать во Владикавказ было принято с радостью. Нина Мазур сказала еще несколько восторженных слов в адрес нашего благодатного, уникального края и людей, здесь проживающих. Сообщила, что уже включила Северный Кавказ в международный театральный контекст. И пожелала участникам фестиваля мира и благоденствия. «Когда грохочут пушки, музы молчат. Пусть музы говорят всегда. И пусть они говорят громко», – сказала в заключение Нина Мазур.

После этих мудрых напутственных слов фестиваль «Сцена без границ», собственно, и начал свою работу. Честь открыть театральный форум была предоставлена Кабардино-Балкарскому русскому драматическому театру им. Горького, который познакомил владикавказских зрителей со своей интерпретацией пьесы В. Константинова и Б. Рацера «Невеста из Имеретии». В постановке режиссера Султана Теуважева она стала трогательной музыкальной комедией, в основе которой история любви двух уже немолодых, но чистых душой и искренних людей –  Элене (народная артистка КБР Раиса Тубаева) и Бекины (заслуженный артист КБР Алим Кунижев).

На следующий день своеобразное  современное прочтение комедии Мольера «Тартюф» представил на суд жюри и зрителей Калмыцкий республиканский русский театр драмы и комедии. Этот коллектив был образован в 1991 году. Основатель театра и его генеральный директор Валерий Хотлин перед началом спектакля тоже поприветствовал участников фестиваля во Владикавказе и, согласно калмыцкой традиции, пожелал участникам театрального форума белой дороги, подарив символизирующие путь белые шарфы хозяевам – Фатиме Хабаловой и Владимиру Уварову.

Публика долго не отпускала полюбившихся ей артистов из Калмыкии, которые своей талантливой игрой смогли донести до зрителей, насколько современен и актуален Мольер сегодня.

Спектакль «Забыть Герострата» по пьесе Г. Горина в постановке народного артиста РИ Ахмеда Льянова привез на фестиваль во Владикавказ Русский государственный музыкально-драматический театр Республики Ингушетия. Выбор в пользу Герострата, спалившего в древнегреческом городе Эфесе храм Артемиды, который возводился на протяжении ста лет, был сделан неслучайно. Премьера спектакля состоялась на обгоревшей сцене театра, сожженного полгода назад экстремистами. «Это был наш ответ экстремизму языком искусства», – сказал художественный руководитель театра, заслуженный деятель искусств Ингушетии Микаэл Базоркин. Он поблагодарил организаторов фестиваля за приглашение и теплый прием и выразил надежду, что в скором времени театры из Осетии и Ингушетии будут ездить друг к другу на обменные гастроли. «Кто, как не мы, должны сделать все возможное, чтобы наша молодежь улыбалась друг другу при встрече», – заметил Микаэл Базоркин.

От имени устроителей фестиваля директор Русского театра Владимир Уваров поблагодарил творческий коллектив из соседней республики за приезд, который состоялся на следующий день после террористического акта, унесшего человеческие жизни. «Язык театра, быть может, сумеет победить мракобесие и вакханалию», – выразил надежду Владимир Уваров.

В тот же день в рамках фестиваля состоялась встреча творческой интеллигенции с председателем жюри форума, театральным критиком Ниной Мазур. Нина Зиновьевна, побывавшая на многих международных фестивалях, поведала об упадке, в котором пребывает сегодня современный европейский театр, об исповедальном жанре монотеатра, что ныне так популярен. И актеры, и режиссеры в настоящее время находятся в поиске. «Должна быть первопричина, по которой мы все живем и тоскуем, которую ищем. И театр в том числе»,– подвела итог сказанному Нина Мазур.

Для наших же театров, приверженцев системы Станиславского и реализма, поиски по большей части заключаются в изыскании интересных решений, свежих ходов там, где все, казалось бы, уже сказано. Словно подтверждая справедливость этих слов, под занавес фестиваля в один и тот же день, 19 декабря, на сценах Осетинского и Русского театров шли две любопытные постановки – сказка-притча Г. Хугаева «Черная бурка» и спектакль «Танго на закате» по пьесе М. Булгакова «Зойкина квартира». И снова аплодисменты, переходящие в овации, море цветов и счастливые лица зрителей и артистов.

Всем коллективам – участникам фестиваля были вручены дипломы и памятные подарки. На память о пребывании в Осетии труппа Русского театра преподнесла Нине Мазур в подарок куклу в осетинском национальном костюме. А Нина Зиновьевна, растроганная, пожелала фестивалю «Сцена без границ» безграничной жизни, а Осетии, так тепло встречавшей гостей, – мира, спокойствия и благоденствия!

 

Ольга РЕЗНИК