Как известно, с 1 января 2010 года в Российской Федерации завершается обязательный переход на 100%-ную оплату жителями жилищно-коммунальных услуг. Также с начала следующего года запрещается перекрестное субсидирование тарифов на коммунальные услуги между различными категориями потребителей. Таким образом, население нашей республики ожидает резкий рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Согласно действующему законодательству, до 1 декабря 2009 года в районах республики и г. Владикавказе приняты и опубликованы тарифы на жилищно-коммунальные услуги на 2010 год.

 

Рост тарифов в большей степени затронет жителей г. Владикавказа, в котором проживает более половины населения республики, из них большая часть обеспечена централизованным теплоснабжением и горячим водоснабжением. В первую очередь планируется увеличить плату за дорогостоящие услуги – отопление жилых помещений (размер тарифа увеличится с 7.72 до 10,06 рубля за один кв. метр в месяц, рост платы – 30,4%), горячее водоснабжение (размер тарифа увеличится с 162,96 до 218,06 рубля с одного человека в месяц, рост платы – 33,7%, для жителей, оснащенных счетчиками горячей воды, рост тарифа увеличится с 31,8 до 63,76 за один куб. метр, рост на 105%), холодное водоснабжение (рост тарифа с 66,76 до 84,15 рублей на одного человека в месяц, рост платы – 26%).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 29.09.2009 г. предельный максимальный уровень тарифа на тепловую энергию для РСО-А на 2010 год установлен в размере 10,8%. Администрация города добавила к этой цифре переход на 100%-ную оплату экономически обоснованного тарифа и инвестиционную составляющую по горячему водоснабжению. При этом по горячей воде размер инвестиционной составляющей по решению собрания представителей от 27.11.2009 г. насчитывает 28 рублей на одного человека в месяц. Многие жители города для экономии стали устанавливать счетчики горячей воды, однако для абонентов, оснащенных счетчиками, городская администрация увеличила стоимость горячей воды за последнее полугодие более чем в два раза. Ситуацию усугубляет завышенный норматив по расходу газа на отопление жилых помещений, превышающий аналогичный норматив для северных регионов России.

По нормативам водопотребления следует отметить, что в г. Владикавказе установлен норматив холодного водоснабжения в размере 9,35 куб.м на одного человека в месяц, или 311 литров на одного человека в сутки, из них холодной воды – 197 литров, горячей воды – 114 литров. Между тем согласно действующим Федеральным СНиП 2.04.01-85 (Строительные нормативы и правила), норматив потребления воды на одного человека равен 250 литров, из них холодной воды – 145 литров, горячей – 105 литров на одного человека в сутки.

При этом напомним, что республиканская служба по тарифам своим постановлением от 27.11.2009 года ограничила средний рост стоимости оплаты граждан за жилищно-коммунальные услуги в размере 20,3%.

Остается неясным, каким образом рассчитаны экономически обоснованные тарифы на тепло и горячую воду, если Правительством РФ еще не утверждены тарифы на природный газ на 2010 год для категорий потребителей. При этом стоимость газа в расчетах указанных тарифов составляет 52%. Возникает вопрос: уместно ли использование прогнозных цифр стоимости природного газа на 2010 год при расчете стоимости тепловой энергии?

Также при расчетах тарифов ВМУП «Тепловые сети» закладывает потери по горячей воде в размере 41%, по отоплению жилых помещений расчетные потери составляют 22%. Таким образом, жители кроме самих услуг оплачивают огромные потери в тепловых сетях.

Следует отметить, что, по данным Ростехнадзора по РСО-А, 40% тепла, поставляемого муниципальным предприятием монополистом «Тепловые сети», не соответствует техническим нормам. В результате жители города вместо горячей воды и горячих батарей отопления имеют теплу воду и батареи. Практически в каждой городской квартире установлены электрические обогревательные приборы, что приводит в зимние месяцы к перегрузке электрических сетей, дополнительным семейным расходам.

По данным ООО «Эконом-энерго», установивших приборы учета в 2008 году в одном из многоквартирных домов г. Владикавказа и в течение года фиксировавших реальный расход коммунальных услуг, жильцы дома переплачивают за холодную воду в 6 раз, за горячую воду в 1,5 раза и за отопление в 2,8 раза. При этом монополисты стараются убедить людей, что планка платежей за услуги ЖКХ еще не доросла до 100%, и продолжают включать в стоимость своих услуг потери в ветхих водопроводах и теплотрассах.

Основной проблемой владикавказского муниципального предприятия «Тепловые сети» является не низкий уровень тарифов, а неэффективный менеджмент, раздутые штаты и игнорирование принципов энергосбережения. На сегодняшний день Владикавказ оказался на последнем месте среди районов республики по уровню внедрения энергосберегающих технологий. Гигантские изношенные котельные, теплосети, через которые половина горячей воды уходит в землю – типичная городская картина.

Следует отметить низкий уровень собираемости платежей за жилищно-коммунальные услуги в Пригородном районе республики и г. Владикавказе. Собираемость платежей за услуги ЖКХ, не считая ТСЖ и управляющие компании, во Владикавказе составляет всего 59%, для сравнения, сбор платежей в г. Моздоке равен 93%, в г. Беслане – 83%.  По данным правительственного Комитета по топливу, энергетике и жилищно-коммунальному хозяйству, задолженность потребителей поставщикам коммунальных услуг составляет по РСО-А 350,6 млн рублей, из этой суммы 303,7 млн рублей составляет задолженность по г. Владикавказу. Вместо обеспечения полноты сбора платежей, которая позволит инвестировать сотни миллионов рублей в коммунальную структуру города, администрация города пошла по пути повышения тарифов, что только усугубит создавшуюся ситуацию. Как следствие, жители не смогут платить по завышенным ценам за некачественные жилищно-коммунальные услуги. При этом возрастет и социальная напряженность. По данным Госкомстата РФ, средняя сумма задолженности за услуги ЖКХ на одного жителя РСО-А составляет 1021 рубль, а в среднем по России – 130 рублей.

Следует отметить положительный опыт Алагирского, Ардонского и Дигорского районов. В связи с переходом на энергосберегающее индивидуальное отопление и горячее водоснабжение муниципальные предприятия тепловых сетей ликвидированы, а бывшие здания городских котельных переоборудованы в спортивные залы. При этом следует учесть, что финансовые возможности столицы по внедрению энергосберегающих технологий гораздо выше, чем у районов.

По расчетам экспертов, среднестатистическая Владикавказская семья из четырех человек, проживающая в двухкомнатной квартире площадью 54 кв. метров, уплачивающая в за услуги ЖКХ 2586 рублей, должна с нового года заплатить за те же услуги 3120 рублей в месяц. При этом по уровню дохода на душу населения наша республика находится на одном из последних мест в стране. При ограничении роста тарифов на уровне 20,3% стоимость набора ЖКХ услуг снизится до 2884 рублей.

Рассчитывать на то, что семьи, где платежи на услуги ЖКХ превышают 22% совокупного дохода, могут претендовать на государственные субсидии, также не приходится, так как для этого семья должна получить статус малоимущей. Таким образом, четверть населения республики может оказаться в ранге малоимущих, что не повысит политический и экономический рейтинг РСО-А.

Для разрешения создавшейся ситуации необходимо, чтобы правительство РСО-А, администрации местного самоуправления г. Владикавказа и районов республики обратили внимание на недопустимость резкого роста тарифов и размера платы за жилищно-коммунальные услуги в период финансово-экономического кризиса.

С целью снижения социальной напряженности при переходе на 100%-ную оплату жилищно-коммунальных услуг необходимо предусмотреть в проекте закона «О республиканском бюджете РСО-А на 2010 год» оказание финансовой помощи г. Владикавказу в размере 113,5 млн рублей на реализацию «Инвестиционной программы ВМУ ПТС по развитию системы централизованного горячего водоснабжения потребителей г. Владикавказа на 2010–2012 годы и установления надбавок к тарифам для потребителей по услуге горячего водоснабжения».      

При этом Контрольно-счетной палате республики следовало бы проверить обоснованность величины и правомерность применения тарифов и нормативов при оказании коммунальных услуг населению Северной Осетии в сфере отопления, водоотведения, горячего и холодного водоснабжения на 2010 год.

 

По материалам Комитета по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и строительной политики Парламента РСО–А