О стратегии развития РСО-Алания

В настоящее время экономика Республики Северная Осетия-Алания функционирует в рамках существовавшей в дореформенный период системы и структуры народного хозяйства. По-прежнему сохраняется ориентация на использование энергоемких экологически вредных промышленных производств, доля продукции с низкой добавленной стоимостью остается чрезвычайно высокой, что создает препятствия для успешной конкуренции региона на различных рынках. А отдельные предприятия, успешно вышедшие на международные рынки, смогли это сделать не благодаря, а, скорее, вопреки проводимой в республике промышленной политики. А еще точнее – ее полному отсутствию. 

На первый план задачи развития экономики РСО-Алания выходят структурные изменения в экономике и обеспечение занятости путем стимулирования частных и государственных инвестиций и накачивания совокупного спроса как стимулятора экономического роста.

В финансово-кредитной сфере – стимулирование активного формирования системы кредитной кооперации, что называется, «снизу вверх», а не наоборот, как это пытаются сделать сейчас. Формы кредитной кооперации могут быть разными – от касс взаимопомощи до кредитного потребительского кооператива граждан. Важно сформировать единую двух- или трехуровневую систему микрофинансирования на принципах государственно-частного партнерства для широкого доступа к ресурсам непосредственных товаропроизводителей.

Необходимо создавать на уровне каждого населенного пункта микрофинансовую организацию, на уровне муниципального района – районную микрофинансовую организацию, а на уровне республики – некоммерческое государственно-частное партнерство «Ассоциация микрофинансовых организаций РСО-Алания». Организационно-правовые формы микрофинансовых организаций могут быть различны в соответствии с ФЗ РФ «О микрофинансовых организациях». 

 

Также важно включить в программу субсидирование процентных ставок по кредитам, полученным товаропроизводителем от микрофинансовых организаций. Аналогичная программа субсидирования действует в аграрном производстве. Но ее важно применять и для предприятий производственной сферы республики в целом. Недвижимость, торговля и т. д. не должны быть объектами программы субсидирования по кредитам вообще.

В инвестиционной сфере – формирование частных инвестиционных фондов (паевых инвестиционных фондов, акционерных инвестиционных фондов) для аккумулирования средств под конкретные программы развития тех или иных отраслей. Это даст возможность найти и привлечь ресурсы для ускорения процесса обновления производств на новой технологической основе.

В инновационной сфере архиважным является создание, пусть и на региональном уровне, особых экономических зон, где инноваторы сконцентрировали бы свои усилия на разработке передовых технологий и товаров. В настоящее время необходим механизм, который бы способствовал процессу реализации инноваций, что позволит существенно повысить уровень конкурентоспособности регионального товаропроизводителя на рынке. С этой целью необходимо создание единой модели государственной поддержки инновационной деятельности хозяйствующих субъектов, которая бы охватывала весь спектр: организационные инновации, технологические, маркетинговые, финансовые и др.

Целью создания системы поддержки конкурентоспособности малого инновационного предприятия на региональном уровне является создание конкурентоспособного производства путем активизации процессов концентрации капитала и производственных ресурсов в сфере развития высоких технологий.

В сфере промышленной политики необходимо принятие на региональном уровне комплексной программы развития промышленности, где основой должна стать четкая установка на структурные изменения данной отрасли народного хозяйства в сторону производства высокотехнологической продукции (с высоким уровнем добавленной стоимости). Для этого важнейшим направлением является создание новых производств, например, таких, как предприятия по выпуску широкого ассортимента велосипедов (начиная от детских велосипедов до мотоциклов, вплоть до квадроциклов) с возможным размещением головных сборочных центров в Моздокском районе РСО-Алания, и организация кооперации с поставщиками комплектующих для размещения заказов на комплектующие в субъектах СКФО.

Организация сборочного производства комплектующих для компьютеров или завода по производству компьютеров (это также с целью повышения уровня использования научного потенциала).

В сфере пищевой перерабатывающей промышленности – формирование промышленных комплексов глубокой переработки сельскохозяйственного сырья (в районных центрах РСО-Алания) с потенциалом выхода на окружной, федеральный и мировой рынок конечной продукции продовольствия. Стимулирование перепрофилирования спиртовых производств на выпуск соков и других видов прохладительных напитков.  Одной из мер по стимулированию может быть обеспечение равного доступа к источникам минеральных и иных вод, расположенных на территории республики для участников рынка. Другой мерой выступает расширение ограничительных мер по использованию зерна в спиртово-водочной отрасли.

 

Аслан Кулов,

доктор экономических наук, главный научный сотрудник  отдела инвестиционно-финансовых и материальных ресурсов ГНУ ВНИОПТУСХ (г. Москва)