«Это были настоящие осетинские художники»

Слова, вынесенные в заголовок, принадлежат искусствоведу, заслуженному деятелю искусств РСО-А Заре Газдановой. Они были произнесены на вернисаже в Художественном музее им. М. Туганова. И произнесены были отнюдь не случайно: выставка, открывшаяся в этом храме искусств, поистине уникальна. Она посвящена памяти художников, которые ушли из жизни в последние годы.

Более 50 работ из фондов музея… Это произведения выдающегося российского скульптора, всемирно признанного мастера «малой пластики» Лазаря Гадаева, народного художника РСО-А, талантливого скульптора Владимира Хаева, удивительного пейзажиста, чьи очень деликатные, нежные по цветовому синтезу акварели не могут не вызывать восторга, заслуженного художника Северной Осетии Аслана Арчегова, великолепного портретиста, равных которому не было в Осетии, заслуженного художника СОАССР Эльбруса Саккаева, тонкого лирика в живописи, заслуженного художника РСО-А Мурата Кабулова (с 1990 по 2010 год художник проживал в г. Нэшвилл – США, где стал членом Общества портретистов Америки и Лиги искусств штата Теннеси), талантливого скульптора Амирана Баликоева, художника, одинаково успешно работавшего в скульптуре, графике, живописи, ювелирном искусстве Вадима Бораева (Бора) – в 1998 году он переехал в США, город Эшвил, где проживал до своей смерти в 2011 году, великолепного колориста Залины Хадарцевой.

 

Открытие выставки прошло без помпы, в очень теплой, дружеской атмосфере. Выступавшие не произносили заученных речей, слова лились будто из сердца. Это происходило, может, еще и оттого, что на вернисаже, как заметила заместитель директора Художественного музея, заслуженный работник культуры РСО-А, искусствовед Людмила Бязрова, не было ни одного случайного человека. «Люди, пришедшие сюда, сами являются частью этого мира», – добавила  она, заметив попутно, что в выставке есть, несомненно, и своя изюминка: здесь представлены работы художников очень талантливых, но и очень скромных одновременно, предъявлявших к себе самые высокие требования. Так, у славившегося своими утонченными, изящными портретами Эльбруса Саккаева никогда не было, к примеру, персональной выставки, и здесь представлена, получается, его первая персональная экспозиция. А выдающемуся российскому скульптору, лауреату и дипломанту международных выставок малой пластики Лазарю Гадаеву не было даже присвоено звание заслуженного художника республики, хотя, по правде говоря, он давно уже по сути является самым что ни на есть народным художником Осетии…

Своими воспоминаниями об ушедших с собравшимися поделилась Зара Газданова. Она, кстати, в свое время была первым директором Владикавказского художественного училища, а с 1985 по 2000 год работала в должности заместителя министра культуры республики. Именно в те годы музейные фонды пополнялись работами художников.

Зара Темболатовна дала самую высокую оценку выставке, поблагодарив ее организаторов («Это выставка, где есть что посмотреть. Здесь не просто имена, здесь школа. Художники творили в те годы, когда осетинское искусство выходило на новый виток развития»), и поделилась воспоминаниями о том, какими удивительными педагогами были и Эльбрус Саккаев («Как учил рисунку Саккаев, так никто не учил»), и Аслан Арчегов, и Лазарь Гадаев, оказывавший всяческую поддержку молодым осетинским художникам, обучавшимся в Москве. «Они учили быть современными и в то же время национальными по сути. В ту пору как раз и заговорили о становлении осетинской школы. У осетинского художественного искусства появилось свое лицо», – заметила Зара Темболатовна.

Воспоминаниями о художниках, чьи работы представлены на выставке, со зрителями также поделились заслуженный художник РСО-А Валан Харебов, проживающая ныне в Германии искусствовед Зарема Мзокова, профессор Измаил Хузмиев (он прочел собравшимся стихотворение архитектора и, как оказалось, неплохого поэта Руслана Козырева, посвященное художнику Аслану Арчегову, чья «акварель прозрачна, чиста, без особых теней») и член-корреспондент Российской академии художеств, заслуженный деятель искусств РСО-А Олег Басаев.

Олег Басаев, в частности, сказал: «Почти все эти работы мы видели еще студентами. Тогда мы неизменно задавались вопросом: «Неужели так можно писать?» Я и теперь нахожу в этих работах все новые и новые черточки. Со всеми художниками, чьи произведения выставлены здесь, я был лично знаком, со всеми находился в теплых, дружеских отношениях. На этой выставке не только есть что посмотреть, но и есть о чем подумать».

Словно подводя итог всему сказанному (согласитесь, грустно прикасаться к памяти о близких тебе людях, ушедших в заоблачные дали), Людмила Бязрова неожиданно напомнила собравшимся о том, что открытие выставки пришлось на православный праздник Успения Пресвятой Богородицы. Вроде бы случайное совпадение, но на самом деле случайностей не бывает. Святая Дева Мария ушла из жизни. Но день ее смерти стал праздником, своеобразным напоминанием живущим о том, что смерть – это возвращение к небу, к Богу, это освобождение от земных страданий и страстей.

А что же остается нам, живущим? Нам остается память.

 

Ольга РЕЗНИК