Национальное достояние

Мир тем и хорош, что он разнообразен. И каждый народ, будь он большой или малый, вносит в общую культуру свою лепту.

С интересом изучая элементы оригинальных культур народов мира, невольно задумываешься, а что же неповторимого и замечательного мог бы продемонстрировать любителям экзотики осетинский народ? Какой эксклюзивный музыкальный инструмент заговорит с гостями республики присущим только нашему народу голосом и способом? Что знает молодое поколение об инструментах, на которых звучали мелодии души наших далеких предков? А ведь кроме всем известной осетинской гармошки, осетины играли на духовом инструменте лалым-уадындз, аналогичном вечно живой древней шотландской волынке. Были у наших предков и свой барабан из бараньей кожи – гуымсæг, а также арфа – дыууадæстæнон. Многие ли слышали о щипковом инструменте – дала-фæндыр и духовом – уадындз (флейта)? Кроме барабана (гуымсæг) ритмы танцев отбивались дощечками, нанизанными на ремень – къæрцгæнæн.

Возрождение старинных народных музыкальных инструментов, называемых предками уадынгæрзтæ (уадын – музыка, гæрзтæ – инструменты), актуально уже на протяжении ста лет. Проблема поднималась еще в 20–30-е годы прошлого столетия, когда композиторам Т. Кокойти, А. Поляничко удалось воссоздать в Москве национальные инструменты и объединить их в оркестр при Государственном ансамбле песни и танца Северной Осетии под руководством Т. Кокойти. Инструменты были великолепны и неповторимы и по звучанию, но оркестр, родившийся незадолго до Великой Отечественной войны, вскоре прекратил свое существование, а инструменты пришли в негодность.

Потом уже в разные годы руководством бывшего РДНТ (нынешнего РЦНТ) и, разумеется, Т. Кокойти поднимался вопрос о сохранении инструментов как большой фольклорной ценности. Неоднократно рассматривались на худсовете РЦНТ под председательством народного артиста России, композитора, дирижера Булата Газданова образцы инструментов разных авторов, в частности Андрея Азаматова. Т. Кокойти (светлая ему память) описал более 30 смычковых и щипковых инструментов и мечтал на базе одного училища профтехобразования организовать образцовый оркестр старинных осетинских музыкальных инструментов, но мечта его по уважительной причине не осуществилась.

Отрадно, что и в наше сложное время находятся подвижники, которым небезынтересна судьба национального музыкального достояния. В 2007 году Сослан Моураов, будучи реставратором музейных экспонатов, и сотрудник краеведческого музея Эльбрус Кантемиров поделились своей давней мечтой – об открытии на базе музея цеха по изготовлению старинного осетинского музыкального инструмента дала-фёндыр – с тогдашним директором музея Асланом Цуциевым. И спасибо нынешнему директору краеведческого музея Ларисе Сохиевой, благодаря которой сегодня функционирует цех по изготовлению национальных инструментов.

Сослан Моураов, приложив немало усилий по изучению национальных инструментов (хъисын-фæндыр, дала-фæндыр, дыууадæстæнон, уадындз), на сегодняшний день создал уже не один десяток их. Это и послужило базой для создания уникального в республике оркестра.

Недавно в Северо-Осетинском академическом драматическом театре успешно прошел первый долгожданный сольный концерт (в двух отделениях) оркестра старинных осетинских народных инструментов Госфилармонии «Иристон» им. Т. Кокойти, которым успешно руководит одаренный и перспективный музыкант Олег Ходов.

Артистами оркестра являются энтузиасты, выпускники училища искусств и колледжа культуры. В их числе: Таймураз Галаев (осетинская гармоника); Залина Каргаева, Диана Хадикова, Фатима Маргиева, Дзерасса Биченова (дала-фæндыр малая); Сослан Муртазов, Эллина Беджисова, Руслан Бутаев, Кабек Сагиев (дала-фæндыр прима); Диана Самбегова, Фатима Туккаева, Фатима Бадтиева, Инал Токов (дала-фæндыр альт); Марина Тигиева (дала-фæндыр бас); Дзерасса Бесликоева (хъисын-фæндыр); Инал Токов (дыууадæстæнон фæндыр); Евгений Шатохин (флейта); Батраз Джиоев (кларнет), Самвел Аракелян; Спартак Моураов (ударные).

Видя переполненный зрителями зал и то, как тепло, с бурными аплодисментами принимали каждое исполняемое оркестром произведение, верится в то, что оркестр «Иристон» через свой репертуар может пропагандировать лучшие образцы произведений классиков в области национального инструментального искусства.

Кроме авторских произведений – «Концертная пьеса» Ф. Алборова, «Хъæлдзæг зарæг» Б. Газданова, «Куплеты Сырдона» Т. Кокойти, «Зилга кафт» О. Ходова, «Песня о городе» А.  Плиева, – в концертной программе прозвучало много обработок народной музыки.

Большая заслуга дирижера оркестра «Иристон» в том, что в исполняемых произведениях ярко выделяются солирующие отрывки то одного, то другого старинного инструмента, которые согревают душу человека. Довольно непривычно видеть в руках молодой девушки, артистки оркестра Дзерассы Бесликоевой хъисын-фæндыр, не говоря уже о давно забытом дыууадæстæнон фæндыр, который, к большой радости всех нас, недавно получил второе дыхание и на котором великолепно играл свою партию в оркестре артист Инал Токов.

Программу первого сольного концерта оркестра Госфилармонии «Иристон» украсили заслуженная артистка России Светлана Медоева, народные артисты РСО-Алания Алла Хадикова, Эдуард Дауров, Руслан Гаджинов, Артур Джимиев, хор героической песни Госфилармонии.

В заключение хочу выразить благодарность руководству республики и Госфилармонии за то, что наравне с ведущими профессиональными коллективами сегодня здравствует уникальный оркестр старинных народных музыкальных инструментов «Иристон». И особенно выражаю свое восхищение молодым дирижером О. Ходовым. Сбылась и мечта Т. Кокойти: наконец-то  торжественно прозвучали «Куплеты Сырдона» в финале первого сольного концерта оркестра «Иристон».

Зоя ГАБУЕВА,

завотделом Республиканского центра народного
творчества, заслуженный
работник культуры России
и РСО-Алания