Мы обречены всем миром построить реальный Храм

В конце 90-х, когда наша инициативная группа «Зилахар» готовила первые Нартские Игры, в ходе одной из полемик мною была вброшена идея – построить на Зилахаре единый для всей Осетии храм из именных камней. Предложение коллегам показалось столь сумасбродным, что обсуждение его тут же закончилось, едва начавшись. Первые игры 1999 года, как известно, также стали последними по негласному приказу Дзасохова. По нему, для Осетии и России они представляли такую страшную опасность, что не просто Минкульту, а и всем мало-мальски состоятельным патриотам запретили даже думать о них. По крайней мере такое впечатление сформировалось у меня на сегодняшний момент после многочисленных бесед с руководством «Стыр Ныхас», чиновниками и предпринимателями.

И вот в прошлом году, просматривая теленовости, слышу: в Израиле на оккупированных палестинских землях планируется построить грандиозный храм... из именных камней евреев! Вот те на!

...Как известно, этот древний народ, в силу своей сплоченности, может многое. Иногда их солидарная, по всему миру, деятельность вызывает возмущение, но чаще – зависть. А между тем другим народам, желающим процветания, кто-нибудь запрещает брать с них пример? Кто-то возразит: их объединяют Ветхий Завет и Тора, а что у нас? Черт побери, а почти семь столетий доминирования на просторах Евразии сармато-аланской материальной культуры и военного исскуства– это менее значимая глава в истории цивилизации, нежели сорокадвухлетнее блуждание по пустыне? Когда и какая сволочь навязала нам убийственный вирус эгоизма (ды та чи д??!) я не знаю. Но обидно, что этот разлагающий постулат имеет место быть и по сей день в культуре Осетии в виде призывов строить какие-то личные виртуальные «башни». Хотя какой человек и когда состоялся вне общества как личность, будь то Геракл или Сократ? Разве открытие, что фундаментом личности прежде всего является общественная мораль, которая только и формирует его нравственность?

   ...Условием успешного развития своего творения, человека, Бог определил специфическую конструкцию – коллективизм. Одиночество человеку прямо противопоказано свыше! За пределами общества Бог не оставил ему права на жизнь.

   Тогда спрашивается: от большого ума в двадцать первом веке, вступая в явное противоречие с Божьим замыслом, мы превратили «коллективизм» в бранное слово? И, главное, что получили «с этого на выходе», как говорят в Одессе? Не говорю от имени других народов, но Осетия, увы, трещит по швам! Сколько в ней сел – столько религий и сект! Сколько в ней районов – столько кланов! Сколько в ней домов – столько представлений об этикете – ?гъдау. Сколько в ней джипов и «меринов» – столько Наполеонов! Причем чем круче «тачка», тем бессовестнее личность владельца – седока! И нас после этого призывают еще иметь по личной «башне». Ну прямо маоцзэдуновский проект строительства мартенов в каждом дворе! Посмеяться бы над этим, да не до смеха. «Башен» в Осетии наваляли несметно, да счастья в них нет!

   По этому поводу вспоминается расхожее мнение о советском периоде, – мол, жили мы при коммунизме и не замечали этого. Соглашаюсь с таковыми отчасти. Да, Сталиным на 1/6 земной тверди был заложен фундамент будущего бесконфликтного человеческого общежития. При этом столь прочный, что по сей день разграбленная, расхристанная Россия держится пока на плаву! И это несмотря на то, что весь послесталинский период был посвящен демонтажу сталинского наследия под маркой «строительства коммунизма за 20 лет» и косыгинско-либермановских реформ.

   С помощью чего удалась «реформаторам» такая грандиозная операция? ...Отбросив множество второстепенных причин, в сухой осадок выпадает одна: с помощью насаждения в общественном мировоззрении алчности и эгоизма, на фоне убийства советского образования! Вот почему разрушаются колхозы и крупные производственные предприятия, источники коллективизма, армию делают профессиональной, милицию «переделывают» в полицию, а из школьного образования делают «угадайку». Коллективизм – божий указ для человечества – смертельно опасен для «либералов». С помощью доллара они разделяют нас на кланы, дворы, «башни» и прочие фрагменты, чтобы припеваючи здравствовать!

   ...А что же мы? Вот так и будем прозябать в их сетях? Надеяться и ждать благословения старейшин из «Стыр Ныхас»? Судя по их молчанию, вовсе нет! Знаю, в Осетии очень много молодежи, желающей стать «человеками», но не знающей «как». Отвечу коротко: с помощью единомышленников! Где их найти, если от дома к дому «алыхуызон ?гъдау»? Там, где мы осознаем в полной мере наше единение. На играх в честь легендарных предков – Нартов! На поляне Поты Ф?з во время Костаевских чтений. В ходе строительства единого «Храма Осетии» на священной поляне Зилахар. И наконец, в «Ирыстоны ф?сив?ды с?йраг ныхасы», который необходимо созывать безотлагательно.

   Реально ли это? Без сомнения! В качестве первого шага определить камнерезный цех в Осетии, в котором каждая семья сможет заказать свой именной камень с собственной монограммой для строительства единого «Храма Осетии». Затем объявить бесплатный конкурс на лучший проект. После чего начать подготовку вторых Нартских игр. Каждый день рождения Коста пусть каждый из нас сочтет своим долгом приехать на его родину в с. Нар, чтобы заключить друг друга в объятия и вспомнить наставление великого поэта.

   ...Когда-то замечательный наш современник Слава Джанаев со своими единомышленниками сотворил почти немыслимое: восстановил из пепла Реком. Лично я ценю в этой его деятельности не столько патриотический и творческий порыв, а то что он повел ребят за собой... к Богу!

   ...Каждый год, в день святилища, они приходят туда, чтобы исполнить ритуальный Симд, олицетворение единства духа. Их танцу стало тесно «Рекомы сардахъы». На просторах Зилахара он будет еще величественней! Исполнить Божественное наставление, собраться в единый коллектив-народ, молодежи Осетии помогут только Коста и Зилахар. А там, глядишь, и соседи-нарты потянутся к нам.

   Ждем ваших предложений.

  

   Тамерлан ЦОМАЙТЫ