Искатель прекрасного

Важнейший институт книги – это, конечно, библиотека. И не мудрено, ведь книга укорачивает путь к себе. Работая в библиотеке, человек духовный создает ту культурную среду, которая подпитывает общество. Способный библиотекарь аккумулирует ростки просвещенного искательства вокруг и является проводником книжной мудрости.

В ряду таких людей – наша героиня. Опытный библиограф и методист, краевед и искусствовед одновременно, заслуженный работник культуры РСО-А… Долгие годы является одной из тех, на ком держится наша библиотечная отрасль, в недавнем прошлом – бессменный заведующий отделом искусств Национальной научной библиотеки РСО-А Людмила Тимофеевна Хмелева!

В ее творческом багаже много приобретений и одно из основных – работа над тематикой «Знаменитости на берегах Терека». Это многогранное исследование давно привлекало умы и души специалистов в области истории искусств, образования и науки XVIII–XX вв. Наиболее известные наши современники Д. Гиреев, Г. Кусов, Б. Калоев, а так же Г. Федосеева, К. Попов и многие другие работали над этой темой.

Недавно вышла книга с одноименным названием и солидным научным сопровождением, в соавторах – прославленный ученый, писатель-краевед Генрий Кусов, профессор Залина Тедтоева и, конечно же, консультант и автор Людмила Хмелева.

Ее перо старательно выводит на свет имена и события давно минувшие и облекает их плотью документально-биографического жанра. В сфере творческих интересов Людмилы – прославленные художники и артисты, поэты и писатели, мыслители и философы, общественные деятели и политики, композиторы и музыканты. Словом, те люди, которые делают нашу жизнь ярче и насыщенней, а умение выхватить и обыграть нюансы из архивного многообразия дает ей возможность выстраивать независимую логику повествования.

Например, я из вышеназванной книги узнала, что в 1957 году в издательстве «Наука» в серии «Литературные памятники» вышло поэтическое изложение Рюрика Ивнева «Нарты. Эпос осетинского народа». Тот самый Рюрик из левого крыла «имажинистов», близкий приятель Сергея Есенина, поэт, критик и переводчик. Владикавказ стал местом его знакомства с Михаилом Булгаковым.

Представляют интерес (частью утраченные) сведения о пребывании Максима Горького в нашей республике и о влиянии Осетии на становление из «босяка» в большого писателя и драматурга.

Выпускница Ленинградского института культуры, Людмила Хмелева немало сделала для популяризации художественного искусства выдающихся русских живописцев, изучения их отношения к Осетии и осетинам. Она собрала сведения и о том творческом просторе, который на них обрушился и захватил здесь. Да, конечно, культурным центром Кавказа в то время являлся Тифлис, но все относительно, и автор исследований берет на себя труд поставить в ряд с ним Владикавказ, отчасти охватывая все кавказское путешествие героев.

Так, например, первое изображение крепости Владикавказ сделано в 1829 году Никанором Чернецовым. Раскрывается роль неординарного художника, потомственного дипломата и тонкого эстета, друга великих поэтов Пушкина и Лермонтова князя Гр. Гр. Гагарина, в 1848 году назначенного помощником наместника Кавказа князя М. С. Воронцова «...в ученом и художественном назначении быть употребленным».

В дальнейшем продолжилось культурное миссионерство Иваном Айвазовским, Аполлинарием Васнецовым, Ильей Репиным, Николаем Ярошенко, замечательным Василием Верещагиным и многими другими. Немало было музыкантов и деятелей сцены первой величины, о чем подробно описано в ее справочнике. Однозначно, Владикавказ был местом приложения сил начинающих талантов.

После выхода издания «Деятели русской культуры во Владикавказе» Хмелевой подготовлен целый ряд публикаций: «К. Хетагуров и русские художники», «Кнут Гамсун в Осетии», «Владикавказ глазами русских художников», а также обзоры серии «Литература и искусство».

Работая более узкопрофессионально, она подготавливала указатели литературы о наших славных современниках и мастерах: выдающемся осетинском ученом-этнологе Вилене Уарзиати, кинорежиссере Рафаэле Гаспарянце, художнике Валерии Цагараеве. Участвовала в сборе материалов для фильма о Гайто Газданове. Самое непосредственное участие Людмила Хмелева принимала в подготовке «первого» выпуска «библиотечного отделения» училища искусств республики.

Труд библиотечного работника-культуролога, кропотливое, по крупицам, выявление духовных ценностей народа создает возможность дальнейшего почвеннического исследования. Людмила Хмелева – яркий пример преданного своей профессии человека, пример подвижничества и духовного горения.

 

Зарема Майрамукаева