Медовая, светлая, веселая…

Медовой и светлой назвал однажды ее, заслуженную артистку России Светлану Медоеву, эксперт Госдумы РФ, председатель комитета по культуре Общественной палаты г. Москвы, гендиректор московского творческого центра «Лира», поэт и композитор Иосиф Рогаль. И, казалось бы, нет в этом ничего удивительного: прилагательное «медовая» созвучно с фамилией Медоева, а «светлая» – с именем Светлана. Но дело не только и не столько в созвучии. Дело, скорее, в другом. В том, что Светлана Медоева – на самом деле выдающаяся актриса (так, кстати, назвал ее в своем романе «Кого отмечает Бог» писатель и режиссер, заслуженный артист России Валерий Иванов-Таганский), боготворимая публикой талантливая певица (тот же Иванов-Таганский подметил, что у разносторонней исполнительницы Светланы Медоевой для каждой песни есть свой особый тембр), а главное – она светлый, одухотворенный человек. Со Светланой Борисовной можно поговорить не только «за жизнь», но и на самые разные, в том числе сокровенные, касающиеся сути бытия философские темы – она умеет слушать (довольно редкое и ценное качество!) и с удовольствием делится с собеседником тем, что знает сама. Светлана Медоева –  вообще человек щедрый, и на эмоции в первую очередь.

«Это Иосиф Михайлович, назвав меня медовой и светлой, еще не знал, что я из села Веселое», – вспоминая ту историю, смеется Светлана. И тут же признается, что название села в Моздокском районе, откуда она родом, наверное, все же наложило отпечаток на характер будущей артистки. Пошутить и посмеяться  Светлана Медоева действительно любит. А вот «загружать» других своими проблемами, демонстрировать дурное настроение – это увольте. Анализу движений души она предпочитает предаваться лишь наедине с собой, когда можно и расслабиться, и поплакать (ведь все мы живые люди), и погрустить, если что-то не так. А на публике – ни-ни.

Спрашиваю Светлану, где она познакомилась с Иосифом Рогалем? Рассказывает: в прошлом году в Анапе на ХV Международном фестивале-конкурсе детских, юношеских и взрослых творческих коллективов с романтичным названием «Море. Вдохновение. Театр». Форум на черноморском побережье проводился в рамках международного проекта «Берега Надежды». А Иосиф Рогаль как раз и был председателем жюри того самого фестиваля-конкурса, именным почетным дипломом которого в номинации «За высокий уровень режиссуры в постановках национального театра» награждена Светлана Медоева – за постановку комедии Георгия Гагиева «Жених сбежал» с артистами Тарского народного театра «Амонд» (к слову, четырежды лауреата международных фестивалей, проходивших в Таганроге, Анапе и Лазаревском), удостоившегося и в прошлом году диплома лауреата первой степени.

О народных театрах Светлана Медоева может говорить часами. Она считает, что если человек, занятый сельскохозяйственным трудом, наработавшись, спешит в ДК, любит сцену и творчеству отдается самозабвенно, то честь ему и хвала. Поэтому к постановкам на самодеятельной сцене, где Медоева выступила в новой для себя ипостаси режиссера-постановщика, высветив, к слову сказать, еще одну грань своего таланта, она относится необыкновенно трепетно. В прошлом году поставила спектакль не только в Ардоне, но и в Чермене, жителям которого уж очень полюбилась комедия Владимира Гаглоева «Не говорите, что не слышали».

И это, уверяет меня Светлана Борисовна, только начало. В Чермене она наметила для постановки еще и пьесу Г. Хугаева «Моя теща», а в Тарском – «Желание Паша» Д. Туаева. Возможно, оба эти народных театра, делится планами моя собеседница, летом поедут в Анапу, чтобы принять участие в фестивале «Море. Вдохновение. Театр».

А совсем недавно, в марте нынешнего года, один из них – народный театр «Амонд» из с. Тарского  – вместе со Светланой Медоевой побывал в Москве, где принял участие в ее сольном концерте-моноспектакле «Ёз артист дён» («Я артистка») на сцене театра «Ромэн». Концерт проходил при поддержке московской осетинской диаспоры. Все второе отделение программы, рассказывает Светлана, на театральных подмостках царил Тарский народный театр «Амонд», знакомивший столичную публику со своим прочтением комедии «Жених сбежал» в постановке Светланы Медоевой.

Как принимала гостей столичная публика? Очень тепло. И Светлана с большим чувством начинает рассказывать о том, что не обидел Бог талантами ни худрука театра «Амонд» Веру Коблову-Таутиеву (как тут не вспомнить блистательного Соломона Таутиева?), ни самодеятельных артистов-ветеранов, великолепных исполнителей осетинских героических песен Хетага Ханикаева и Зою Джусоеву («У Зои, представляете, 14 коров, а она, несмотря на такое серьезное хозяйство, жизни своей не мыслит без театра»), ни тарскую театральную молодежь – Алену Сотиеву и Тимура Шавлохова, ни гармониста и исполнителя песен, совсем юного Альберта Валиева, ни артиста Дигорского госдрамтеатра Сослана Гобеева (последние помогали Светлане в первом отделении концерта). Она говорит и говорит – все больше о других и почти ни слова о себе. Но я-то знаю, как восторженно рукоплещут зрители заслуженной артистке России Светлане Медоевой, как одаривают ее цветами и улыбками. Так бывает у нас, в Осетии, так было и в Москве. Даже пришедшая на концерт-моноспектакль известная актриса театра и кино, народная артистка РСФСР Валентина Талызина, говорят, прослезилась, слушая, как проникновенно исполняет песни, стихи и монологи артистка из Осетии Светлана Медоева.

«Чем больше мы будем говорить о культуре, быте, национальных особенностях нашего народа, тем лучше нас будут знать, тем выше будет наш авторитет. И мы уже будем не лицами кавказской национальности, а представителями одного из древнейших народов на земле со своей высокой самобытной культурой», – это о необходимости чаще выступать за пределами республики. И в этом со Светланой Медоевой трудно не согласиться…

Да, отшумели те аплодисменты. И она вновь окунулась в будни, заполненные до краев репетициями в театре (сегодня репертуар в национальном храме Мельпомены весьма разнообразен!). Светлана Борисовна примеряет на себя роль Ханумы в спектакле «Ханума», который ставит на осетинской сцене по пьесе А. Цагарели московский режиссер и наш земляк Руслан Мильдзихов. «Это должна быть не проходная постановка, а спектакль-напоминание о былой дружбе между народами, он должен внести свою лепту в налаживание отношений между простыми людьми, которые лучше понимают друг друга, чем любые политики», – говорит Светлана. Не меньше увлекают ее и другие репертуарные роли – Феклы в «Женитьбе» Гоголя, матери Гаци в спектакле по пьесе М. Шавлохова «Жених Гаци»…

И еще она не перестает петь. Сейчас полным ходом идет подготовка к сольному концерту Светланы Медоевой – теперь уже во Владикавказе. Сама Светлана Борисовна называет этот концерт итоговым. Но вовсе даже не потому, что он якобы приурочен к ее отшумевшему в прошлом году юбилею. К юбилеям у Медоевой отношение такое же несерьезное, как у ее легендарной коллеги по творческому цеху Фаины Раневской. Когда той предлагали отметить круглую дату, она, не задумываясь, отвечала: «Вот вы сейчас мне наговорите речей. А что потом будете говорить на моих похоронах?» Нет, дело, оказывается, вовсе не в юбилее. «Просто хочу отчитаться перед своими зрителями. Просто хочу их видеть», – говорит  по поводу предстоящего концерта Светлана Медоева.

Кстати, зрителей, которые придут 27 апреля в Осетинский театр на встречу со своей любимой артисткой, судя по всему, ожидает немало сюрпризов. Это и новые аранжировки песен, что будут звучать. Над ними поработали Леонид Тибилов, Вячеслав Хитееев, Сергей Оганесян. Это и просто новые песни. Причем тексты многих из них написаны самой Светланой. И она, как всегда, собирается одарить публику своей любовью, вдохновением, талантом и мастерством, что находят неизменный отклик в сердцах и душах.

Но это будет потом. А сейчас Светлана Медоева спешит на встречу с самым дорогим и любимым человеком на земле – маленьким внуком Давидом. Ведь быть бабушкой, считает она, не менее ответственно, чем выступать перед огромным залом. И критерий здесь все тот же, что и в любом другом творческом процессе. Имя ему Любовь, не выше которой даже звезды. Так, во всяком случае, утверждают мудрецы. А они знают, что говорят.

 

Ольга РЕЗНИК