ВЫПУСК № 12 АПРЕЛЬ 2012

Народ – не толпа! Право людей выбирать власть

«Нужно добиваться того, чтобы результаты работы региональной команды напрямую отражались на уровне жизни граждан, проживающих на той или другой территории!» (В. В. Путин)

Реформа политической системы назрела

4 марта 2012 года состоялись выборы Президента РФ. Главой государства на предстоящие 6 лет избран В. В. Путин. Избранный Президент РФ в своих предвыборных программных статьях, опубликованных в СМИ, довольно подробно рассказал о том, что и как он собирается делать в экономике, политике, социальной и других сферах жизни. Отдельную статью В. В. Путин посвятил вопросам, связанным с демократией и политической системой в России. Именно эта тема последние несколько месяцев наиболее обсуждаема в нашем обществе. И хотя уже позади и выборы в Государственную Думу ФС РФ, и выборы Президента РФ, эта тема по-прежнему не сходит с политической повестки дня… Более того, в связи с различными оценками итогов выборов (особенно выборов в Госдуму ФС РФ) дискуссии о необходимости комплексной политической реформы не только не утихли, но продолжают разгораться вновь и вновь как в СМИ, так и на митингах… И говорит все это об одном – реформа политической системы России действительно назрела. Об этом открыто и однозначно заявляют как действующий, так и избранный Президент РФ. Д. А. Медведев утверждает, что «модель политической системы России исчерпала себя и ее нужно менять! Пришло время для того, чтобы заняться этим более активно! И делать это нужно потому, что это является условием и основой для динамичного развития России!» Об этом же говорит и В. В. Путин, который считает, что надо «создать политическую систему, при которой людям можно и необходимо говорить правду».

Мы возвращаемся к прямым выборам губернаторов

По мнению В. В. Путина,  «подлинная демократия – это непременное условие построения государства, нацеленного на служение интересам общества». «Демократия, – считает В. В. Путин, – заключается как в фундаментальном праве народа выбирать власть, так и в возможности непрерывно влиять на власть и процесс принятия ею решений». «Сегодня, на новом этапе развития, мы возвращаемся к прямым выборам губернаторов. Надо исключить ситуацию, когда деятельность мэра (и губернатора – добавим мы) сводится к более или менее успешному выбиванию денег наверху, а его оценка зависит от начальства, а не от собственных граждан».

Мнение жителей РСО-А было проигнорировано

Да, именно так! И жители Северной Осетии наблюдали «это» 2 года назад на примере того, как решался вопрос, кому быть Главой РСО-А в предстоящие 2010–2015 гг.».

Напомним, что тогда вопреки прямым требованиям Президента РФ Д. А. Медведева, прозвучавшим как раз накануне на заседании Госсовета, что «главным критерием оценки работы регионального руководителя при рассмотрении вопроса о продолжении работы на соответствующем посту был и будет уровень доверия жителей региона», в нашей республике этот вопрос о Главе РСО-А был решен прямо противоположно – при полном игнорировании мнения и общественности, и населения республики. Был решен с подачи руководства Северо-Осетинского регионального отделения партии «Единая Россия». Да, тогда региональное руководство партии «Единая Россия», фактически проигнорировав указанное прямое требование Главы государства, не сочло нужным узнать и учесть мнение жителей республики о том, что они думают о работе Т. Мамсурова в должности Главы РСО-А за истекшие 5 лет и как они оценивают эту работу. И в итоге народ, что называется, остался «вне игры»…

 

«Рейтинг – 14%»?!

 

Напомним, что тогда (на исходе 2009 года) полпред Президента РФ в ЮФО В. Устинов привел в своем выступлении в Совете Федерации ФС РФ данные о рейтингах руководителей республик Северного Кавказа. Согласно им: в Ингушетии рейтинг доверия президенту Юнус-Беку Евкурову превышал 70%, Рамзана Кадырова (ЧР) поддерживали 55% жителей республики, Арсена Канокова (КБР) – 38%, Муху Алиева (Дагестан) – 22%, а главу Северной Осетии Таймураза Мамсурова – 14%». Но, повторимся, несмотря на такой уровень «доверия» (а к концу 2009 года Т. Мамсуров пребывал в должности Главы РСО-А уже 4,5 года) и вопреки требованию главы государства (исходить именно из уровня доверия жителей региона), Т. Мамсуров был переназначен на должность Главы РСО-А на 2-й срок.

 

Кому быть депутатом Госдумы ФС РФ

от Северной Осетии?

 

Ровно то же самое произошло и в прошлом 2011 году – при решении вопроса, кому быть депутатом Госдумы ФС РФ от Северной Осетии. Уже задолго до самой выборной кампании, напомним, власти РСО-А даже не скрывали своего намерения «избавиться» от неугодного (не «своего») депутата Госдумы ФС РФ от Северной Осетии А. Фадзаева… А «вина» А. Фадзаева и главная причина, по которой власти РСО-А решили «поменять» депутата Госдумы от республики, на наш взгляд, были как раз в высоком рейтинге А. Фадзаева и большом доверии к нему жителей республики. И произошло все это несмотря на то, что накануне и в ходе праймериз более 300 тысяч из 500 тысяч избирателей республики выразили письменно свою поддержку действующему депутату Госдумы ФС РФ А. Фадзаеву.

 

«Вина» А. Фадзаева в его популярности в народе

 

Власти РСО-А проигнорировали также и результаты исследования (проведенного в РСО-А по состоянию на 17.09.2011 года), согласно которым абсолютное большинство респондентов высказалось также в поддержку А. Фадзаева. На вопрос: «Кого Вы бы хотели видеть депутатом Госдумы ФС РФ от РСО-Алания?» – были получены следующие результаты: А. С. Фадзаева – 81,6%; Т. Д. Мамсурова – 7,4%; М. Х. Хадарцева – 4,5%; Т. К. Агузарова – 2,6%; К. А. Фидарова – 2,2%; З. Г. Макиева – 1,5%; другого кандидата – 0,2%.

А причина этой популярности и высокого рейтинга А. Фадзаева также одна-единственная – его большая повседневная работа как депутата Госдумы ФС РФ от Северной Осетии. Большая повседневная работа по улучшению жизни населения республики.

 

Практика «избавления» от

не «своих» уже отработана

 

Да, для нынешних властей РСО-А определяющим и самым главным в «подборе и расстановке кадров», на наш взгляд, является именно это обстоятельство: из «своих» человек или не из «своих»… Действуя именно в соответствии с этой установкой, нынешние власти РСО-А и «зачищали» все последние годы политическое и властное поле республики, избавляясь от всех не «своих»… Именно так и именно по этим «основаниям» поступили власти РСО-А с неугодной для них Владикавказской городской думой 4-го созыва, в составе которой по итогам выборов не все оказались «своими». Проведя новые выборы (в нарушение Конституции РФ и Устава МО г. Владикавказ), «избрали» (читай: назначили) практически весь новый состав городской думы из «своих»… И этот новый состав думы, исключив из Устава МО г.  Владикавказ соответствующие статьи и целиком избавившись от всякой ответственности перед избирателями, «работает по соответствующему сценарию»… и исправно «служит» властям РСО-А. О том, что это так, мы уже писали за истекшие 3 года в целом ряде публикаций, «иллюстрируя» сказанное цифрами и фактами…

 

«Встать на защиту истины» в Северной Осетии не решились! Почему?

 

Несмотря на всенародную поддержку Арсена Фадзаева, «встать на защиту истины» в Северной Осетии в прошлом году так и не решились! Не решились в очередной раз…

Возникает правомерный вопрос: почему? Ответить на этот вопрос должны мы все: и сам Арсен Фадзаев, который (в итоге) не смог воспользоваться такой огромной поддержкой своего народа – а это ведь (во всех смыслах) дорогого стоит! И мы – общественность республики, – также не сумевшие сказать свое весомое (народное) слово…

Ответ этот должен быть искренним и честным – в противном случае мы все обречены и впредь наступать на одни и те же грабли. Обречены на то, чтобы соглашаться с ложью и обманом… Обречены быть «сторонними наблюдателями» происходящего вокруг – происходящего с нами… С КАЖДЫМ из НАС! Именно так, ибо дело же, в конце концов, не только и не столько в Арсене Фадзаеве, а в том, ЧТО и КАК происходит сегодня в республике. В том, КАК развивается экономика, социальная сфера, КАК живется в Северной Осетии большинству населения… Да, дело не в Арсене Фадзаеве, а в том, что фактически с отстранением Арсена Фадзаева произошло отстранение последнего НЕ «СВОЕГО» с политического и властного поля Северной Осетии.

 

Абсолютная бесконтрольность властей

 

В абсолютной бесконтрольности властей от гражданского общества, от населения – причина «всех бед» (а именно: «клановости, беспрецедентной коррумпированности властей, недопустимой бедности большинства населения, тотальной несправедливости, насилия и произвола») и в РСО-А, и во всех республиках Северного Кавказа. Положение дел в Северной Осетии целиком и полностью стало соответствовать характеристике, которую дал ситуации в республиках Северного Кавказа еще несколько лет назад тогдашний полпред Президента РФ в ЮФО Д. Н. Козак, когда «команда властных структур, формирующаяся исключительно только из «своих» людей (родственников, друзей и других «верных» и «угодных» для «хозяина» региона), превращается в «корпоративное сообщество», которое монополизировало в этих республиках политические и экономические ресурсы». Изменить такое положение дел без системных мер, без изменения значимости голоса и учета мнения населения, на наш взгляд, уже нельзя в принципе! Да, без таких мер невозможно решить проблему усугубляющегося процесса взаимного отчуждения власти и общества. Мы в этом убеждены абсолютно.

 

«Никакого политического застоя не было и нет!»

 

Судя по всему, все последние заявления высшего руководства России не очень по душе властям РСО-А. Вот как отреагировали власти РСО-А на происходящие в стране процессы и на заявления первых лиц государства о необходимости реформирования политической системы.

Глава РСО-А Т. Мамсуров: «В обществе сегодня идут бурные дискуссии о сценариях развития общественно-политической ситуации в стране. …Пустые дискуссии и прогнозы – дело увлекательное, но опасность в том, что они могут слишком далеко увести от реальности. Тем более, что никакого политического застоя не было и нет, система жива и развивается, а с ней новое развитие должны получить взаимоотношения власти и общества». «…Политическая система России вступила в стадию трансформации, лодка раскачивается. Но мы всегда справлялись с испытаниями, и это смятение в умах тоже преодолеем. Мы пережили слишком много реальных трудностей, чтобы отказываться от того, что имеем сегодня, ради призрачных целей».

 

Еще «не вкусив» по-настоящему от ее плодов…»

 

Заместитель председателя Парламента РСО-А С. Кесаев: «…возникают вопросы и сомнения в том, насколько назрели предложенные им (Президентом РФ Д. А. Медведевым. – А.Ц.) преобразования именно сейчас и чего в них все-таки больше – плюсов или минусов. …В нынешней политической системе представлены все эти направления, и, признаюсь откровенно, я не вижу смысла в искусственном расширении имеющегося политического спектра за счет сомнительного рода псевдопартийных образований»; «…времена, когда мы выбирали все и вся, уже прошли!»; «Предлагаемое… взамен выдвижение кандидатов в главы субъектов от партий с их согласованием с президентом плюс никому не подконтрольные самовыдвиженцы – пока малопонятная процедура»; «На сегодня в нашей республике уже сложилась политическая культура выборов депутатов всех уровней на партийной основе…»; «…зачем же возвращаться к тому, от чего мы ушли, еще «не вкусив» по-настоящему от ее плодов…»

 

Власти РСО-А не желают «отказываться от того, что имеют сегодня»?..

 

Итак, руководство России считает, что: 1) модель политической системы России нужно менять потому, что: а) она исчерпала себя, б) это является условием и основой для динамичного развития России; 2) нам нужна «подлинная демократия, потому что это непременное условие построения государства, нацеленного на служение интересам общества»; 3) мы возвращаемся к прямым выборам губернаторов потому, что работу губернатора и мэра должны и будут оценивать граждане, а не начальство только!

А власти РСО-А считают ВСЕ ЭТО «призрачными целями» и не видят смысла ради этого «отказываться от того, что имеют сегодня»?..

И в самом деле, зачем властям РСО-А, которые безраздельно и бесконтрольно властвуют сегодня в республике, прямые всенародные выборы глав субъектов РФ, мэров и депутатов по одномандатным округам? Зачем им нужна политическая конкуренция, а также «никому не подконтрольные самовыдвиженцы»?! Зачем им все это, если они до сих пор обходились и без всего этого? Зачем им участие граждан в политике и управлении, если они и без них обходились? Зачем им настоящие общественные советы при органах исполнительной власти, если с нынешними (сплошь «карманными») советами все просто и удобно?! Зачем им подлинная демократия с настоящим участием граждан в управлении республикой, если им (властям) без этого все намного проще и легче?! Зачем им все это, если до сих пор «местные вожди» республик Северного Кавказа (как верно утверждает Президент РФ Д. А. Медведев) обходились «без народа», думали и решали все за всех?! Обходились без народа, не обращая внимание не только на его права и свободы, но и на то, что ему (этому народу) живется плохо и он в абсолютном своем большинстве нищенствует… Не обращали внимание на это, ибо властям жилось и живется совсем даже неплохо… А раз так, то зачем что-то менять?! Зачем что-то менять, если у них все есть и все у них хорошо?!

 

Главным инвестором РСО-А был и остается федеральный центр!

 

Сегодня для всех очевидно, что и такое «персональное внимание» центра мало что изменило, и республика по-прежнему продолжает уповать на помощь  федерального центра. И о том, что это именно так, красноречиво свидетельствует доля федеральных средств в экономике и бюджете РСО-А. Власти республики постоянно заявляют, что инвестиции в РСО-А ежегодно растут, выдавая это как свою заслугу. Но правомерен вопрос: как и за счет чего растут? Еще в 2005 году они (эти инвестиции) составили 19,1 млрд рублей! И если посмотреть структуру источников финансирования, то средства федерального бюджета и вышестоящих организаций (централизованные фонды) составили 53% всех инвестиционных средств – 10 млрд 150,9 млн рублей. Собственные средства предприятий за 2000–2005 гг. – 10,7%. Средства бюджета РСО-А и местный бюджет за 2000–2005 гг. – 9,2%. Объем инвестиций за счет федерального бюджета по Федеральной инвестиционной программе в РСО-А в 2005 году по сравнению с 2000 годом увеличился в 12,1 раза! По истечении 6 последних объем инвестиций в РСО-А по сравнению с 2005 годом увеличился очень мало и составляет 21,104 млрд рублей. Средства федерального бюджета и вышестоящих организаций в них по-прежнему составляют значительную долю… Да, сделав главным и основным в своей работе именно то, как «выбить» (любыми методами) деньги из федерального центра, власти отучились (или так и не научились?) сами (собственными силами) принимать даже те меры, которые не требуют каких-то значительных финансовых затрат для улучшения жизни большинства населения РСО-А. Примеров тому множество… Из заложенных в бюджете РСО-А, например, на 2006 год 22,5 млн рублей, на поддержку инвестпроектов не было выделено ни одного рубля… А в бюджете РСО-А на 2007 год (вопреки всякой логике) инвестиции снизилась по сравнению с 2006 годом и «заложены» в сумме всего только 200 млн рублей! И даже эти мизерные средства из года в год не выделяются в полном объеме, и значительная часть программ остается на бумаге … В 2009 году республиканская адресная инвестиционная программа была профинансирована всего на 56,8% от годовых лимитов, в 2010 году – на 56,2%...

 

Дотационность бюджета РСО-А по-прежнему очень высока

 

В своих отчетах власти республики из года в год говорят и о снижении уровня дотационности бюджета РСО-А, но на деле этот уровень как был, так и продолжает быть очень высоким... В 2005 году этот уровень составил 63,3%. В 2006 году – 61,3%. Для сравнения: в 2004 году – 59,2%, а в 2000 году – безвозмездные перечисления из федерального бюджета составили 766 млн 760 тыс. рублей, а их доля в бюджете РСО-А – всего лишь 32,5%, т. е. менее 1/3. А в 2005 году они уже составили 6 млрд 224,3 млн. рублей (63,3%) – это в 5,5 раза больше уровня 2000 года! Правительство РСО-А «планировало» еще и в 2010 году быть дотационной на 60,4%. В 2011 году только за январь–июнь безвозмездные поступления из федерального бюджета увеличились на 20% и составили 6 млрд 435 млн рублей. Безвозмездные поступления из федерального бюджета на 2012 год планируются в сумме 8 млрд 213 млн рублей, а поступление собственных доходов в 2012 году в бюджет Северной Осетии прогнозируется в объеме 6 млрд 457 млн рублей.

 

Дефицит бюджета составит почти 1 млрд рублей?!

 

В 2012 году доходы бюджета РСО-А составят 14 млрд 671 млн рублей, а расходы – 15 млрд 342,4 млн рублей. Для сравнения: доходы консолидированного бюджета РСО-А в 2010 году составили 17 млрд 787 млн 400 тыс. рублей и по этому показателю наша республика заняла 73-е место среди 83-х субъектов РФ. В среднем по РФ этот показатель равен 79 млрд 728 млн рублей – то есть уровень «доходов консолидированного бюджета» РСО-А был в 4,5 раза ниже общероссийского показателя. И вот спустя год доходы бюджета РСО-А вместо того, чтобы вырасти, напротив, снизились аж на 3 млрд рублей. А в сравнении с 2008 годом (когда эта цифра составляла 20 млрд 202 млн рублей) снижение еще более значительное – на 6 млрд рублей. «Зашкаливает» и дефицит бюджета РСО-А – 970,9 млн рублей при верхнем пределе государственного долга 7 млрд 270 млн рублей. В структуре же налоговых доходов консолидированного бюджета РСО-А по-прежнему наибольший вес занимает налог на доходы физических лиц, а налог на прибыль (как показатель эффективной работы всего хозяйственного комплекса РСО-А) остается на крайне низком уровне… И это продолжается годами… Еще в 2005 году это соотношение было 41,7% к 7,6%. И сегодня наибольший удельный вес в структуре налоговых и неналоговых доходов имеют: налог на доходы физических лиц – 40,4%, акцизы – 29%, налог на прибыль организаций – 18%, налог на имущество организаций – 10,3%. В структуре валового регионального продукта (ВРП), начиная с 2005 года, промышленность составляла около 13–15%. То есть промышленность РСО-А (со значительными основными фондами и немалым числом занятых) топчется на месте и дает очень малую долю ВРП. Значительная часть (около 50%) предприятий республики годами пребывает в числе убыточных. То есть «усилиями» властей РСО-А республика вместо ежедневной работы по наращиванию собственного потенциала продолжает пребывать в роли иждивенца на «шее» у государства…

Астемир Цомаев,

исполнительный директор Северо-Осетинского республиканского общественного Фонда поддержки плана В. В. Путина – Д. А. Медведева «Стратегия развития России до 2020 года»