…Партер и кресла – все кипит…

Одна из отличительных характеристик

нашего времени состоит в том, что мы все

знаем – и ничего не делаем.

А. Герцен

Ирина Гуржибекова

Конечно, каждый второй россиянин помнит начало пушкинской строки в заголовке: «Театр уж полон… Ложи блещут…». Сегодня – Международный день театра. Будут встречи, поздравления, награды… Особенно у нас, в самой что ни есть «театральной» республике. Да и погордиться вроде есть чем: что ни месяц – где-то премьера. В оперно-балетном и вовсе «все флаги в гости к нам». Русский и «Саби» потрясают зрителей, имеют успех и здесь, и за пределами региона. Вернули старые шедевры на осетинскую сцену, вернулся Шекспир. Полные залы собирает молодежный «Амыран». Постепенно с «тропы войны» выбирается Дигорский театр; правда, нынешняя «крыша» хоть и не дала замерзнуть на улице, но и сильно, подозреваю, мешает выйти на тот уровень, о котором мечтали его создатели и вдохновители Давид Темиряев и Роза Бекоева.

Искренне поздравляя всех служителей Мельпомены и всех театралов с чудесным их Днем, предлагаю вспомнить, что имел в виду Ильич (не Брежнев), советуя, как лучше отмечать праздники, – не дифирамбы друг другу петь, а поговорить о том, чего не хватает даже посреди самого, казалось бы, благополучия. Да, театр есть. Есть и слава его и слова о нем. Нет только новых глубоких, интересных мыслей о путях его развития. Не о гастролях, не о фестивалях – о более глубокой, содержательной, воспитательной его функции. Набитый доверху зал – еще не свидетельство яркости таланта, точности подбора репертуара и подлинной новизны спектакля. Но кто скажет-расскажет об этом? У нас если премьера – так и в прессе, и по теле-радио однозначно – удача! Куда ж девались аналитики-театроведы? Новоиспеченных – нет, опытные – помалкивают, боясь не попасть в струю современных веяний. На факультете искусств в СОГУ немало отделений, но есть ли там отделения театроведения, искусствоведения, киноведения? Если есть – прошу прощения. Но тогда где профессионалы в этой области?

Многие говорят: сейчас иные, не всем понятные, но прогрессивные стандарты культуры, искусства – этим стандартам не требуются новые Тхапсаевы, новые Тугановы, даже новые Коста. У нас каждый – мини-гений. Вот повернемся на мгновение от театра к эстраде. Восторженные крики «болельщиков»-зрителей на концертах звезд (даже настоящих, а не фальшивых, коих гораздо больше) говорят: молодежи нужно новое искусство! Да ничего подобного – ей нужно просто искусство. Настоящее. Которое было в равной степени и у эстрадника Магомаева, и у великого мастера оперной сцены Паваротти, и у пародиста Чистякова, безвременно погибшего в авиакатастрофе. Никаких изысков и новомодий нет в стихах многих членов нашего Владикавказского «Чай-Клуба», но их читают, слушают, любят... Как сказал японский философ, «ногами человек должен врасти в землю своей родины, но глаза его пусть обозревают весь мир». Это как раз то, что делает Валерий Гергиев (правда, хочется, чтоб он врастал в родную землю почаще); что делают Темина Туаева и Султан Цориев, прозаик Алан Черчесов. Что делал светлой памяти Лазарь Гадаев…

Свобода творчества у нас порой превращается в свободу творить что угодно. В Екатеринбурге, например, можно прийти в театр и вместо спектакля прослушать лекцию о художнике. Ну и хорошо, полезно, однако это действо почему-то именуется спектаклем. Работники российских театров обеспокоены нынче тем, что грядут аттестации, контрактные системы – и директора решили основать гильдию, чтобы защитить свои профессиональные интересы. Позвольте, а для чего тогда нужен Союз театральных деятелей? И вообще, не забота ли и обязанность творческих союзов, чтобы талант было кому оценить, поддержать, а бесталанью сказать – нет!.

Занесло меня опять по-ильичевски на критику. Хватит! Вон неугомонный Цола подмигивает со сцены – дескать, кончай волынку, праздник же… Так давайте сделаем этот праздник каждодневным. Чтобы не получалось так, что без родителя не вырастает театр из отрока в мужчину, как это случилось с «Нартами». Чтобы средненькая пьеса в средненьком исполнении не удостаивалась эпитетов «великолепно», «ярко», «неповторимо»… И чтобы «ложи блистали» высокими гостями не только на торжественных мероприятиях, которые состоялись просто в этот день и в этом здании, а главное – на спектаклях, которые здесь создаются. Волей, энергией, талантом – их нам не занимать. Один очень умный человек назвал мои статьи в газету «маленькими трагедиями» (с маленькой, разумеется, буквы). Ну, что ж, значит, это единственные трагедии с оптимистической концовкой.