Aфсарм – на панель? 

Наверное, у каждого человека в жизни бывает момент, когда он многое осознает и переоценивает. Со мной тоже на прошлой неделе случилось такое. К нам в район приехали уважаемые в Осетии люди, среди которых была Темина Туаева.  Все мы хорошо знаем о вкладе Туаевой в изучение истории алан-осетин. После каждого просмотра ее фильмов бывает огромная гордость за наш народ и его историю. На той встрече она рассказывала не столько о своей творческой работе, сколько о современной политике как в России, так и во всем мире. Мне, так же как и другим, приятно и интересно было слушать ее и узнавать что-то новое, о чем даже в газетах не всегда можно прочитать.В тот день после встречи с гостями из Владикавказа мне пришлось поехать в город, где я задержался до вечера. Обратно домой я приехал со своим хорошим знакомым, который работает во Владикавказе учителем и который помимо родного и русского языка свободно владеет еще двумя иностранными языками. По дороге мы разговорились, и он с досадой рассказал, что в школе, где он работает, многие родители-осетины специально записывают своих детей в русскоязычные классы. А что это означает? А это означает, что дети-осетины в своей республике, которую мы с гордостью называем Аланией, изучают родной язык как иностранный. При этом они вообще не проходят осетинскую литературу. Не секрет, что в столице нашей республики экзотикой становится язык, на котором писали свои произведения наши признанные классики.

Во время разговора я вспомнил свои студенческие годы. Когда я был  студентом СОГУ, во Владикавказе на улице Церетели еще функционировала грузинская школа, которая почему-то сейчас не работает. Когда после очередных занятий я шел на проспект Мира, то, проходя мимо этой школы, мне всегда приятно было слышать грузинскую речь из уст грузинских детей. По этому поводу возникают вопросы: «А кто приучал этих грузинских детей изучать родной язык?» Конечно же, родители, которым небезразлична судьба родного языка.

Вернемся к тому дню, с которого я начал свой разговор. Когда вечером я приехал домой, то, как обычно, начал читать прессу. Прочитав на страницах газеты «Пульс Осетии» за номером 2 (395) от 24 января статью Юрия Фидарова «Почему?», я был ошарашен фактами, которые он привел. Оказывается, у нас в республике есть сауны, где девушки торгуют собой. И эти заведения, помимо наших «любителей слабого пола», навещают «гости» из соседних республик. После прочитанного я в чем-то переосмыслил свое отношение к аланам-осетинам. Ведь, наверное, в жилах некоторых «жриц любви» течет аланская кровь, которой мы так гордимся. И не пора ли нам перестать бить себя в грудь и кричать: «Мы потомки алан! Ирон ёфсарм ёмё ирон ёгъдау!» – если у нас в республике появились «дома терпимости». Если кому-то хочется знать, как должны вести себя наши девушки, то далеко не надо ходить. Поезжайте в соседнюю республику к востоку от нас. Там вы точно не увидите не то что сауны, но и разукрашенных девиц в коротких юбках. Пора нам посмотреть на себя повнимательнее и понять, что мы из себя на сегодня представляем. И пусть на меня никто не обижается. Так же, как и Юрий Фидаров, я не имею в виду осетинок в целом, а лишь ту часть, которая опустилась до этой позорной «профессии».

Как педагог и историк я обращаюсь к тем, кому небезразлична судьба осетинского народа.  В особенности к «Международному конгрессу осетинского народа» («Стыр ныхас»). Не пора ли нам всем вплотную и всерьез заняться современными проблемами?

Согласитесь, что бы ни говорилось с высоких трибун, осетинское общество сейчас находится не в самом лучшем состоянии. Да, у нас есть известные люди, которые славят Осетию далеко за ее пределами как в спорте, так и в искусстве. Но когда мы забываем свой язык, а некоторые девушки, не стыдясь, уже в открытую «торгуют своим телом», то чего стоит эта слава? Ведь мы можем раствориться и исчезнуть как этнос, точно так же, как и те из наших предков, которые в свое время в поисках «приключений» оказались в Западной Европе. Думаю, Юрий Фидаров раскрыл нам глаза на некоторые вещи, которые мы не замечаем или стараемся не замечать, а может быть, делаем вид, что их вообще нет. Увы, все это реалии современного осетинского общества. Если мы сейчас не примем срочных и серьезных мер, то потом точно будет поздно. А от того, что «Стыр ныхас» переименовали в «Международный конгресс осетинского народа», ничего не изменилось. Так что бить надо во все колокола, а не спорить, сколько тостов и какие нужно произносить за тем или иным столом.

Наверное, среди тех, кто прочитает данную статью и прочитал статью Юрия Фидарова «Почему?», окажется немало как сторонников, так и критиков. Думаю, редакция газеты «Пульс Осетии» предоставит своим читателям печатную площадь для высказывания своего мнения по проблемам, о которых мы написали.

 Тимур Карданов, г. Дигора