Владикавказ в погоне за столичностью Во Владикавказе разрабатываются проекты для придания городу столичности 

В погоне за «современностью» и масштабностью возводимых объектов архитектура рискует утратить свою самобытность и исторические истоки, становясь безликим воплощением «большого города». Архитектура, начиная с фрагментов, деталей и заканчивая пространством города в целом, – это единая система.

Большая ответственность в связи с этим ложится на местные органы законодательной и исполнительной власти. Они призваны играть главную роль в деле координации всех вопросов, касающихся художественной стороны формирования городской среды. Нелишне вспомнить, что пространные инструкции городских властей об обеспечении регулярности и красоты городской застройки и улиц – явление типичное для всех европейских регионов. Еще с конца ХIII века в итальянских городах Флоренции, Сиене, Пизе была учреждена специальная «служба для поддержания красоты», в обязанности которой входило среди прочего особое наблюдение за строениями в центре города. Высокому денежному штрафу подлежали те из домовладельцев, которые нарушали предписание относительно внешнего вида зданий, выходящих фасадом на улицу. Пожалуй, и в нынешних условиях нелишне создавать подобные независимые комиссии по красоте города с целью контроля над процессами формирования художественных качеств городской среды.

Проблемам городской среды посвящено много исследований известных архитекторов и дизайнеров. Одна из важнейших проблем в данной сфере исследований – это дискомфорт функционального и эстетического характера, который включает в себя множество аспектов:

монотонность облика новых районов:

непродуманность решений оборудования улиц и жилых кварталов;

 визуальный хаос;

нарушение «человеческого» масштаба и т. п.

Продолжая тему диалога между городом и человеком, необходимо подчеркнуть, что, чем выше образная выразительность окружения, тем лучше взаимодействие среды и человека, тем выше коммуникативность. Коммуникативная система в среде эффективно действует при благоприятных обстоятельствах, при внесении в городской интерьер «человеческих качеств», таких как:

информативность – ориентация в городе;

«человеческий» масштаб – пространственный и временной;

комфорт – благоустройство улиц;

уют – благоустройство зон отдыха;

зрелищность, индивидуальность и т. п.

Индивидуальность городского интерьера может быть реализована при освоении новых смыслов:

переосмысление традиционных объектов;

обыгрывание этимологии названий улиц, понятий, народных топонимов;

мифологизация городской среды и т. п.

В нашем городе отмечается отсутствие необходимого для общего впечатления о городе-саде количества благоустроенных улиц, площадей, рекреаций и т. д. Остро ощущается потребность свежего взгляда на извечную проблему отношений нового и старого.

До недавнего времени наш город имел свое лицо. Необыкновенной красоты зеленые насаждения придавали городу неповторимый шарм и функциональное предназначение. Сегодня беспорядочные постройки, беспощадная вырубка экзотических и других ценных пород деревьев превращают наш город в современный каменный мегаполис. Естественно, такое отношение ведет к разрушению представления о городе как о  городе-саде. Исходя из этих позиций, решил обратить внимание на один из исторических уголков нашего города, который еще не затронут этим грандиозным нашествием железобетона, людского невежества и преступного безразличия.

Проспект – едва ли не единственный, пока еще нетронутый зеленый участок, к которому со всех сторон уже подступают бесконтрольные постройки.

Данная территория представляет собой исторически сложившуюся часть города. Она включает архитектурные объекты, построенные в разных стилях и в разные временные промежутки, естественный ландшафт. Все здания, располагаемые на данной территории, являются знаковыми и легко узнаваемыми для жителей города.

С привнесением новых архитектурных объектов в исторической части города стилевое единство достигается включением элементов декора существующих зданий.

Так появляется композиция средового предложения, органично соединяющая художественные принципы организации средового пространства и эстетику включения в него элементов дизайна.

Сегодня дизайнерами используется целый арсенал средств включения природных компонентов в пространственную среду современного города. Классическим примером могут служить высококомфортная предметно-пространственная среда пешеходных зон и улиц в центрах многих городов мира. Это и современные техногенные формы, как кинетические скульптуры, подогреваемые и движущиеся тротуары, эскалаторы.

Природный компонент сегодня обязательная часть нашего окружения.

В противном случае человек испытывает чувство оторванности от естественной природы, чувство психологического дискомфорта.

Эстетической организацией природного компонента в окружении человека, как и комфортностью этого окружения в целом, призван заниматься дизайн, точнее одна из его областей – ландшафтный дизайн. Новейшие технологии, а также художественно-эстетический уровень современного потребителя дают сегодня дизайнеру чрезвычайно широкую палитру средств организации предметно-пространственной среды, включения сюда природных компонентов: начиная от традиционных уголков живой природы и кончая ее имитацией, виртуальными формами, художественными и ассоциативными образами.

Исходя из этого, Владикавказу, претендующему на современную столицу европейского стандарта, необходимо более серьезное и профессиональное отношение к ландшафту городской среды.

Все вышеперечисленное не в последнюю очередь влияет на формирование образа города. Но образ – это продукт нашего сознания, реагирующего на видимую действительность. Поэтому образ города возможно реконструировать. Дизайн городской среды может внести свой вклад в процесс этой реконструкции.

 

 Казбек БЗАРОВ,

председатель Северо-Осетинского отделения Союза дизайнеров России