«Нация слепа, если у нее нет лидеров…» 

Продолжу это мудрое изречение:

«...способных правильно оценивать происходящие процессы, определять неотложные задачи и пути их решения». Эту фразу можно завершить так: «Нация заканчивается там, где нет мудрых национальных авторитетов, общих целей, уважения между поколениями и где каждый сам за себя».

Насколько эти высказывания отвечают сегодняшнему состоянию гражданского общества в РСО-Алания? Об этом пойдет речь ниже.

Данные Госкомстата Российской Федерации отчетливо свидетельствуют о том, что только народы, исповедующие в нашей стране ислам, вопреки всем негативным процессам, происходящим в современном обществе, переживают эпоху демографического подъема. На вопросы «кто прав?» и «что делать?» можно будет легко ответить, если такие вопросы возникнут.

Попытаемся проанализировать основные положения понятия «этнос». К примеру: «оригинальный стереотип поведения людей». Для Осетии эту фразу следует воспринимать только как «ирон агъдау». Однако, при всей позитивности и всеобъемлющем значении этого фактора этнического этикета – «жизни ради подвига», определенного этим базовым принципом нравственности осетинского общества, надо признать, что сегодня эта идеология практически утрачена. А ведь именно она представляла основу алано-ас-арийской духовности. Жертвенность во имя благополучия народа обеспечивалась «существующей энергетической системой» народа и позволила Алании оставить след в истории человечества. В осетинском языке сохранилась поговорка: «Лёг ёмё арт царды райдайён сты», которая определяла положение мужчины в осетинском народе. Сегодня, и это надо признать, многое утрачено из тех особых подходов воспитания молодежи, по сбережению и развитию ее здоровой энергетики.{Кстати, в исламе вопросам развития и приумножения народа посвящены сотни сур корана. Питание, посты, намазы, семейные отношения и права супругов – многое прописано в деталях. О необходимости такой детализации семейно-брачных отношений, воспитания будущих поколений можно и нужно нам сегодня говорить, если мы озабочены будущим нации.

Что мы имеем в православии или в наших современных осетинских ритуалах и традициях?

Для ответа на этот вопрос обратимся к следующим положениям понятия «этнос» – «структуре саморазвития, жизнеобеспечения и комплементарного развития». Без долгих разъяснений скажем прямо. Наши, вероятно, в прошлом мудрые и целесообразные обычаи и традиции сегодня извращены любителями банальной обжираловки. То, что высмеивалось нашими предками, сегодня расценивается как достоинство. Большой живот стал показателем благополучия и «солидности» мужчины. А между тем в результате неумеренного употребления алкоголя и банального обжорства в Осетии в последние годы умирает больше людей, чем в страшные годы холерных эпидемий. И хотя таких научных исследований нет, высокая смертность осетинских мужчин и ранняя мужская несостоятельность в молодом возрасте связаны прежде всего с долгими поминальными застольями! Напомню в этой связи уважаемым старшим, восседающим старшими за нашими поминальными «пиршествами», одно из важнейших положений Кодекса аланской чести: «Поминальная трапеза продолжительностью более одного часа оскорбительна для памяти умершего». Кстати будет сказано, не менее древние народы греки и армяне на подобных мероприятиях ограничиваются лишь 3–4 тостами. А теперь... о реальном итоге этих осетинских поминальных «посиделок» на холоде с питьем алкоголя и активным мясоедением. Наши мужчины, активно включившись в поколение «хиштхоров», в сравнении с сильным полом Кабарды и Ингушетии, уже в 50-летнем возрасте представляют собой тяжелобольных стариков. В мусульманских республиках мужчины живут в среднем на 15–17 лет дольше. И это при том, что наши женщины, не вовлеченные столь активно в такие «празднества», живут, пожалуй, даже больше, чем женщины Ингушетии и Кабарды.

Неужели эта проблема самоубийства нации не дозрела до принятия жестких волевых решений?

Абсолютно верно высказывание о том, что «нация слепа, если у нее нет лидеров». Наши старшие оказались инертной, серой массой, не способной взять на себя ответственность за нацию, не умеющей принимать волевые решения! Процесс нравственного и физического вырождения и вымирания потомков древнего народа с великой историей обрел уже реальные масштабы. А отметившая несколько месяцев назад двадцатилетие Всеосетинская организация «Стыр Ныхас» лишь номинально обозначает место Совета старейшин нации, демонстрируя при этом несостоятельность перед серьезными вызовами времени.

Если в соседних республиках нет развратной телепрограммы «Дом-2», то осетинская молодежь «достойно» в ней представлена. Мне кажется, что наши уважаемые старшие скоро сами будут принимать участие в отборах на эту программу разврата. Тем более что в нашей республике, думаю, что они об этом знают, работают несколько десятков саун в режиме «Все включено» по интим-услугам. На которые реагируют некоторые общественные организации, но они молчат. Нет у этой общенациональной организации и своей принципиальной позиции по сложной экологической ситуации. Никакого участия наш «Стыр Ныхас» не принимает и в формировании властными структурами республики молодежной и семейной политики.

Совет старейшин, как бы я ни относился к этим уважаемым людям республики, превратился в карманную организацию исполнительной власти РСО-Алания. Такое положение международной этнокультурной организации не делает ей чести. Она должна иметь собственную независимую позицию, исходящую из интересов осетинского народа.

Обратимся к данным Госкомстата «Основных экономических и социальных показателей Северо-Кавказского федерального округа» за 9 месяцев прошлого года. Мы в числе самых бедных регионов России, что бы нам ни говорили власти, приукрашивая свою работу.

Для анализа положения дел в Осетии воспользуюсь пусть не самой благополучной, но сопоставимой с РСО-Алания по численности населения Кабардой. В КБР – 860 тыс. чел. В РСО-Алания – 710 тыс. чел. По некоторым показателям мной будут приведены данные республик Ингушетии– с населением 415 тыс. чел. и Чечни – 1275 тыс. чел.

Начну с цифр демографического развития титульных этносов соседних республик. Ингушей в 1959 году в Советском Союзе было 106 тыс. чел., кабардинцев – 280 тыс. чел., осетин – 412 тыс. чел., а чеченцев всего 419 тыс. чел. По данным же 2010 года, в России проживает 445 тыс. ингушей; 495 тыс. кабардинцев; 530 тыс. осетин, включая десятки тысяч беженцев из Грузии и Средней Азии, и 1 млн 250 тыс. чеченцев. Думаю, что комментарии в данной ситуации не нужны.

Естественный прирост, по данным за 9 месяцев прошлого года, на 1000 человек в ЧР составил 23,2 чел., в Ингушетии – 21,6 чел., в КБР – 5,2 чел., в РСО-Алания – 3,4 чел. Немалый интерес представляют и миграционные показатели. Так, за указанный период в Ингушетию прибыло 4,5 тыс. чел., из Кабарды убыло 3,5 тыс. чел., из Осетии – около 4 тыс. чел., из Чечни миграционный отток составил всего 2 тыс. чел., при том, что в Ставрополь приехало около 3 тыс. чел. Завершая демографическую тему, приведу показатели численности детей, на которых назначено за 9 месяцев 2011 года пособие в РИ, РСО-Алания и ЧР. Цифры соответственно следующие: 116 658, 69 532 и 419 519 чел. Предложенные руководством России программы выделения многодетным семьям жилья и земельных участков – фактор безусловного демографического развития. И прежде всего наших мононациональных соседних республик, но не нашего народа.

Изучены и другие сведения, представленные Госкомстатом. Оказалось, что в сравнении с ингушскими медиками и учителями наши получают на 2 тыс. рублей меньше, так же как и наши сельхозработники на 2 тыс. руб. меньше кабардинских! Зато оказалось, что у нас в республике самая низкая безработица (по данным статистики!) – она составляет всего 2% от экономически активного населения. При том, что в отпуска без зарплаты в РСО-Алания отправлено больше людей, чем в Ингушетии, Кабарде и Карачаево-Черкесии вместе взятых.Думаю, будут интересны и другие экономические показатели. Так, в сравнении с Кабардой наше образование за 9 месяцев было проинвестировано всего на 15,6 млн руб., тогда как кабардинское – на 106,9 млн руб. Такая же картина и в здравоохранении: 68 млн руб. к 148 млн руб. в КБР; в санаторно-курортном ведомстве – 55 млн руб. к 330 млн руб. И в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве в РСО-Алания – 45 млн руб., а в КБР – 305 млн руб. На фоне такого финансирования социально значимых отраслей неожиданными кажутся республиканские инвестиции по крупным и средним организациям – их оказалось более 8 млрд 700 млн руб., тогда как в Кабарде – всего 4,5 млрд руб. Отдельной статьей даны инвестиции в республиканский транспорт и связь, которые также за 9 месяцев достигли в Осетии около 5 млрд руб., тогда как в Кабарде – всего 675 млн руб.  Мне, рядовому гражданину этой многострадальной республики, представляются, по меньшей мере, странными движения таких значительных финансовых средств, которые никак не повлияли на жизнь простых граждан, а более того – то, что об этом мало кто информирован. Смею очень осторожно предположить, что эти мифические средства должны были бы улучшить экологическую ситуацию в республике. Иные предположения по освоению таких огромных финансовых средств трудно найти. А между тем граждане Осетии имеют право знать, что, где, как, на какие средства делается в республике. В демократическом государстве, которое мы пытаемся сегодня строить, власти работают по найму у народа и подотчетны народу. А раз так, мы, в независимости от личных симпатий, вправе сделать вывод, что Глава РСО-Алания и исполнительная власть оказались слабыми менеджерами по обеспечению роста уровня жизни населения. Будет справедливо отметить и пассивную позицию нашей представительной власти, депутатского корпуса республики. Возможно, это будет расценено как слабодушие, но у меня сложилось мнение, что осетинский народ сломлен жестокими обстоятельствами, он уже раздавлен морально и физически. Надо признать, в конце концов, что мы ушли из своего культурного и языкового пространства. А ведь с каким почтением Л. Н. Гумилев писал об аланах, отмечая их образованность и мощную энергетику. А что мы видим сегодня? Восточные славяне стали мощным Российским государством, а Алания, выстраивавшая в древности свои отношения с ними на равных, практически дышит на ладан. «Конец этноса, – писал он, – не означает физической гибели всех его членов, а только распад системы, забвение обычаев и традиций, массовый исход населения в состав других этносов!» И здесь комментарии не нужны! Все достаточно очевидно! Предложенный читателю материал был не случайно назван «Нация слепа, если у нее нет лидеров». Приведенные цифры наглядно показали уровень благополучия граждан республики. Стала очевидной необходимость иных взаимоотношений с властью. Но, наверное, прежде всего наша республика выстрадала свое право на лидера, пользующегося доверием значительной части населения (не буду приводить показатели антирейтинга нынешнего руководителя республики, опубликованные в ряде оппозиционных газет). Я почти уверен, что спектакли, подобные злополучному праймериз и последним выборам в Госдуму, уже не пройдут. Надо понять, что общероссийский климат стал совершенно другим. РСО-Алания сегодня жизненно необходима честная бескомпромиссная власть, работающая в интересах народа.Нужны новые лидеры, нужна новая, креативная команда, которая будет пользоваться доверием народа!  Владимир ХАТАГОВ