«Показывать жизнь такой, как она есть!» (о некоторых итогах социально-экономического развития РСО-А в 2011 году)

Все граждане страны должны иметь возможность получать достойные доходы!

В. В. Путин

«Показывать жизнь
такой, как она есть!»

Да, именно этого: «…показывать жизнь такой, как она есть!» – только что, в ноябре 2011 года, потребовал Президент РФ Д. А. Медведев. И это, на наш взгляд, принципиально важно. Именно так, ибо только зная истинное положение дел, можно и должно понять и осознать причины происходящего и найти верный выход к изменению ситуации в лучшую сторону.

 

Это и есть «результат» работы властей

В двух частях публикации: «Мы хотим жить достойно сегодня, а не в далеком будущем!» (О некоторых итогах социально-экономического развития РСО-А в 2011 году) (газета «Пульс Осетии», №№ 43, 44, ноябрь 2011 г.) мы привели некоторые данные об итогах социально-экономического развития РСО-А в 2010–2011 гг. И вполне понятно, что все приведенные в этих публикациях показатели – реального состояния экономики, бюджета, «зашкаливающего» уровня госдолга, мизерного уровня зарплат и пенсий в РСО-А, снижающейся из года в год численности работающих, младенческой смертности – так или иначе являются во многом «результатом» работы властей республики. И судя по ним (по этим и многим другим показателям экономического и социального положения РСО-А среди регионов РФ) назвать даже удовлетворительной эту работу очень трудно. И ровно так же вполне логично, что соответствующей должна быть тогда и ее оценка – оплата работы чиновников. Именно так, ибо зарплата должна быть по вкладу!

 

«За семью печатями»…

А что на деле? Разобраться с тем, как обстоит дело с этим в республике, оказалось весьма непросто. Сведения о зарплатах чиновников в РСО-А, что называется, «за семью печатями»…

В приводимых компанией ФБК «рейтингах» сведений по РСО-А не оказалось. Найти какие-то систематизированные и полные сведения о реальных зарплатах и доходах республиканских властей в СМИ или еще в каких-то источниках (вопреки декларируемой властями «прозрачности» их деятельности) почти невозможно. Остается одно: исходить из тех «обрывочных» данных, которые «просачиваются» в СМИ. «Просачиваются» через декларации, которые отдельные чиновники вынуждены предавать гласности в силу необходимости – например, идя на выборы.

 

Средняя зарплата
в РСО-А

Для того чтобы лучше понимать, как оплачивают свой собственный труд власти РСО-А, приведем для сравнения некоторые данные о зарплатах жителей республики, работающих в различных сферах: на производстве, в образовании, здравоохранении и др. Итак, вот какова «средняя» зарплата по итогам 2010 года или на начало текущего года: у воспитателей Владикавказского муниципального детсада № 41 (на декабрь 2010 г.) – 4500 рублей. У сторожа детского сада в Ирафском районе – 4000 рублей. У работников сельского хозяйства – 5788 рублей. У научного сотрудника СК НИИ горного и предгорного сельского хозяйства – 7920 рублей. У работника почты – около 7 тыс. рублей. У работников гостиниц и ресторанов – около 7 тысяч рублей. У строителей – 11 317 рублей. У работников транспорта и связи – 12 709–15 073 рубля. У работников на предприятиях по добыче полезных ископаемых – 14 212–14 440 рублей. У работников образования – 8807 рублей (выросла за 2010 год на 282 рубля). У работников здравоохранения – 8760 рублей (выросла за 2010 год на 430 рублей). У работников государственного управления (по данным из официальных СМИ) – 18 872 рубля. Рост – на 1 тысячу рублей. То есть даже по этим (очень не полным) данным средняя зарплата у абсолютного большинства категорий работников гораздо ниже (в 1,5–2 раза) средней по республике! А вот у работников государственного управления она, напротив, в 1,6 раза превышает эту «среднюю» зарплату по республике! А вот какова ситуация с зарплатами чиновников в «конкретике».

 

Региональные чиновники: как далеки они от народа?!

Как сказано уже выше, сведения о зарплатах чиновников в РСО-А «за семью печатями»… И тем не менее попробуем кое-что все же прояснить, сопоставив и сравнив различные данные, просочившиеся в СМИ. Нам уже приходилось ранее писать о том, что власти РСО-А не желали экономить на себе даже в кризис.

 

На Парламент РСО-А –
90 млн 199,9 тыс. руб.

Напомним, что в бюджете РСО-А на 2010 год на «функционирование» Парламента РСО-А была заложена сумма в размере 86 млн рублей! За 2 года расходы на Парламент РСО-А возросли аж… на 17 млн 900 тыс. рублей, или на 26,3%. На текущий 2011 год на Парламент РСО-А в бюджете РСО-А заложена сумма 90 млн 199,9 тыс. рублей. То есть еще на 4 млн 199,9 тыс. рублей больше, чем в 2010 году.

 

Депутат Парламента –
77 тыс. 838,2 руб.
в месяц?

13 млн 268 тыс. рублей было заложено в бюджете на 2010 год на самих депутатов Парламента РСО-А. Исходя из этой цифры, содержание каждого из 15 депутатов (работающих на постоянной основе) обходится налогоплательщику республики (13 млн 268 тыс. руб. делим на 15 депутатов и на 12 месяцев) в 73 тыс. 711 рублей ежемесячно! В текущем 2011 году в графе «Депутаты (члены) законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации» заложена сумма в 14 млн 010,9 тыс. рублей. Это на 742 тыс. 900 рублей больше. И если с этой суммой проделать ту же «операцию»( 742 тыс. 900 рублей разделить на 12 месяцев и на 15 депутатов), то получается, что ежемесячная прибавка к зарплате депутата в 2011 году составит 4127,2 рубля. И, исходя из этого, выходит, что зарплата депутата Парламента РСО-А в 2011 году составит (73 тыс. 711 рублей + 4127,2 рубля) 77 тыс. 838,2 рубля ежемесячно! То есть она в 6,3 раза превышает среднюю зарплату по республике и ровно в 10 раз – величину средней пенсии по РСО-А. И в 17,8 раза превышает прожиточный минимум пенсионера (в 2011 году он равен 4373 рублям) в РСО-А!

 

Глава Парламента РСО-А – 126 тыс. 166 руб.
в месяц?

На Председателя Парламента РСО-А в бюджете РСО-А на 2010 год была заложена сумма в 1 млн 424 тыс. рублей (делим эту сумму на 12 месяцев = 118 тыс. 666 рублей в месяц). На 2011 год в графе «Председатель Парламента РСО-А» заложена сумма в 1 млн 514,0 тыс. рублей. Рост – на 90 тыс. рублей! Делим эту сумму на 12 месяцев и получаем 7 500 рублей прибавки в месяц. И получается, что расходы на Председателя Парламента РСО-А в 2011 году составят ежемесячно (118 тыс. 666 рублей + 7 тыс. 500 рублей) 126 тыс. 166 рублей – это почти 10 «средних» зарплат и 28,9 прожиточных минимумов!

 

«Аппарат» Парламента в 4 раза «дороже» депутатов?

На «центральный аппарат» Парламента РСО-А в бюджете на 2010 год была заложена сумма в 56 млн 119 тыс. рублей. Это 65% от всей суммы расходов на Парламент РСО-А. То есть расходы на «центральный аппарат» Парламента РСО-А в 4,2 раза выше расходов на самих депутатов. На текущий 2011 год на «центральный аппарат» Парламента РСО-А заложена сумма в 57 млн 675,0 тыс. рублей. Рост – на 1 млн 556 тыс. рублей! Здесь же имеется графа «Учреждения по обеспечению хозяйственного обслуживания», и на это заложена сумма в 17 млн рублей.

Зарплата работника аппарата

Если предположить, что в аппарате Парламента работает около 30 работников (приходится предполагать, ибо все данные о властях в РСО-А… «за семью печатями») – в 2 раза больше самих депутатов (работающих на постоянной основе, т. е. на зарплату), то и в этом случае этой прибавки (в 1 млн 556 тыс. рублей) будет более чем достаточно, чтобы и каждому из этих чиновников повысить в 2011 году зарплату на столько же, сколько и депутатам – на 4127,2 рубля!

Нам неизвестно, какова на самом деле сегодня зарплата работника аппарата Парламента РСО-А. Но если исходить из того, что известно из СМИ (декларации о доходах), то можно попробовать «посчитать»… Так, из деклараций о доходах, опубликованных в официальных СМИ РСО-А за 2006 год, денежные доходы консультанта Парламента РСО-А составили 238 956 рублей, а в месяц – 19 913 рублей. Это (внимание!) было еще в 2006 году – аж 5 лет назад! А в СМИ нам говорят, что по итогам 2010 года у работников государственного управления средняя зарплата составила 18 872 рубля. Исходя из аналогичных же данных из СМИ, в 2008 году ежемесячный доход у «рядового» работника аппарата Парламента РСО-А составил 26 831 рубль! То есть только за 2 года ( 2007–2008 гг.) ежемесячный доход «рядового» чиновника Парламента РСО-А возрос на 6 918 рублей – с 19 913 рублей до 26 831 рубля. Рост на величину 2-х «средних» пенсий по республике! Рост почти на 7 тысяч рублей! Для сравнения: у многих категорий работников из различных сфер деятельности вся ежемесячная зарплата (как видно из приведенных выше сумм зарплат) и сегодня (спустя 3 года) не дотягивает до этой суммы «добавки» к зарплате «рядового» чиновника!

Итак, еще 5 лет назад доход рядового чиновника (консультанта) Парламента РСО-А составлял уже 19 913 рублей в месяц. Спустя 2 года – в 2008 году – этот ежемесячный доход уже составлял 26 831 рубль! Если к этой сумме ежемесячного дохода в 26 831 рубль добавить еще возможную «прибавку» (в 4127,2 рубля) текущего 2011 года, то уже получается, что ежемесячный доход чиновника аппарата Парламента РСО-А составляет 30 958,2 рубля! А ведь такие же «прибавки» могли иметь место и в 2009 году, и в 2010-м?! Ведь за эти 2 года у «рядового» депутата Парламента РСО-А ежемесячный доход вырос с 50 833 рубля (в 2008 году) до 73 тыс. 711 рублей (в 2010 году), то есть почти на 50%! Да, если судить по темпам роста доходов и «рядовых» депутатов, и руководителей Парламента, то за период с 2006 года их ежемесячные доходы выросли в 2 раза! Так, у Председателя Парламента РСО-А – с 62 726 рублей до 126 тыс. 166 рублей. А если это так, то получается, что ежемесячный доход работника аппарата Парламента (консультанта) может составлять даже не 30 958,2 рубля, а около 35–40 тыс. рублей. Но уж никак не 18 872 рубля, если, разумеется, не выводить эту «среднюю» зарплату госработников из 35 тыс. рублей зарплаты чиновника и 5 тысяч рублей зарплаты «технички» (уборщицы) в госучреждении… Таким образом, «средний» доход в месяц рядового чиновника аппарата в 2,5–3 раза превышает размер средней зарплаты и в 7 раз – прожиточный минимум пенсионера в РСО-А!

 

Глава РСО-А – 139 тыс. рублей в месяц?

В 2010 году на функционирование высшего должностного лица субъекта РФ (РСО-А) в бюджете РСО-А была заложена сумма в 1 млн 569 тыс. рублей. Делим эту сумму на 12 месяцев, и получается 130 тыс. 750 рублей в месяц! На 2011 год – на Администрацию Главы и Правительства РСО-А заложена сумма в 129 млн 947,0 тыс. рублей. На Главу РСО-А – 1 млн 668 тыс. рублей. Рост – на 99 тыс. рублей! Поделив ее на 12 месяцев, получаем 8250 рублей ежемесячной прибавки. Получается, что расход на Главу РСО-А в 2011 году составляет (130 тыс. 750 рублей + 8 тыс. 250 рублей) 139 тыс. рублей ежемесячно. То есть, если эту сумму считать как ежемесячную зарплату Главы РСО-А, то она в 11 раз превышает «среднюю» зарплату по республике! И в 31,8 раза – величину прожиточного минимума пенсионера в РСО-А!

 

Правительство РСО-А

На «функционирование» Правительства РСО-А в бюджете 2010 года была заложена сумма в 95 млн 011 тыс. рублей. В бюджете 2011 года эта сумма равна 109 млн 369,0 тыс. рублей. Рост – на 14 млн 358 тыс. рублей! На Центральный аппарат Правительства РСО-А – 99 млн 106,0 тыс. рублей.

На «функционирование» только Председателя Правительства РСО-А и его заместителей в бюджете РСО-А на 2010 год была заложена сумма в 8 млн 418 тыс. рублей. В 2011 году эта сумма равна 8 млн 763,0 тыс. рублей. Рост – на 345 тыс. рублей (на 28 тыс. 750 рублей ежемесячно).

Председатель и 7 его заместителей – это 8 человек. Делим 109 млн 369,0 тыс. рублей на 12 месяцев и получаем «среднюю» зарплату на каждого из этих 8 человек в месяц – 91 тыс. 140 рублей! То есть зарплата каждого из них в 7,3 раза превышает «среднюю» зарплату по республике. И в 20,8 раза – величину прожиточного минимума пенсионера в РСО-А.

 

Декларации о доходах

Приведенные выше цифры согласуются с опубликованными ЦИК РФ данными о доходах кандидатов в депутаты Госдумы от партии «Единая Россия». Согласно этим данным, общий доход за 2010 год Главы РСО-А Т. Мамсурова составил 1 млн 641 тыс. 533,45 рубля. Источники дохода – бюджет РСО-А и СКГМИ (ГТУ). Годом ранее (в 2009 году) его доход составил 1 млн 328 тыс. рублей. В 2008 году – 1 млн 219 тыс. 760 рублей. За 2009 год (по сравнению с 2008 годом) доход возрос на 108 тыс. 240 рублей, или на 8,9%. В 2010 году доход Т. Мамсурова возрос на 313 тыс. 533,45 рубля, или на 23,57%. То есть в 2010 году рост дохода превысил рост дохода 2009 года почти в 3 раза! Для сравнения напомним некоторые цифры из деклараций о доходах, опубликованных в официальных СМИ РСО-А: за 2006 год денежные доходы Главы РСО-А составили 852 229 рублей, а в месяц – 71 019 рублей, Председателя Парламента РСО-А – 752 715 рублей, а в месяц – 62 726 рублей, заместителя Председателя Парламента РСО-А – 608 859 рублей, а в месяц – 50 738 рублей, председателя комитета Парламента РСО-А – 521 813 рублей, а в месяц – 43 488 рублей, консультанта Парламента РСО-А – 238 956 рублей, а в месяц – 19 913 рублей. Сравнение этих данных показывает рост почти в 2 раза! В 2 раза за 5 лет! Для сравнения: рост доходов россиян (по данным, приведенным буквально на днях В. В. Путиным на встрече с членами клуба «Валдай») за 10 лет составил 2,4 раза. Получается, что темпы роста доходов чиновников в РСО-А в 2 раза выше, чем у «среднего» россиянина. Не забудем при этом, что средняя зарплата россиянина, проживающего на территории РСО-А, почти в 2 раза ниже, чем в среднем по РФ!

 

Глава МО Владикавказа – 123 тыс. 333 рубля
в месяц?

Расходы на функционирование законодательного органа г. Владикавказа в 2009 году (по бюджету города) были заложены в сумме 8 млн 314 тыс. рублей. В том числе на главу МО – 850 тыс. рублей. В 2010 году эти расходы были запланированы уже в сумме 13 млн 649 тыс. рублей. А расходы на главу МО – уже 1 млн 240 тыс. рублей. То есть рост расходов на городскую думу по сравнению с 2009 годом произошел на 5 млн 335 тыс. рублей, или на 64,17%, а на главу МО (председателя Владикавказской городской думы) – на 390 тыс. рублей, или на 45,88%. Расходы на главу АМС Владикавказа в 2010 году были заложены в сумме 77 тыс. 833 рубля – ежемесячно. А расходы на главу МО Владикавказа в 2010 году – 103 тыс. 333 рубля ежемесячно. В бюджете Владикавказа на 2011 год всего на функционирование городской думы Владикавказа заложена сумма в 18 млн 875 тыс. рублей. То есть за 2 года рост расходов – аж в 2,3 раза! На главу МО Владикавказа заложены расходы в сумме 1 млн 480 тыс. рублей. Поделив эту сумму на 12 месяцев, получаем сумму ежемесячного расхода – 123 тыс. 333 рубля. То есть рост ежемесячного дохода главы МО г. Владикавказа в 2011 году составляет (123 тыс. 333 рубля минус 103 тыс. 333 рубля) 20 тыс. рублей – на 19,4%!

 

На главу АМС Владикавказа – 102 тыс. 916 рублей в месяц?

На функционирование городской администрации на 2011 год заложена сумма в 138 млн 577,7 тыс. рублей. В том числе на «центральный аппарат» – 137 млн 342,7 тыс. рублей. А на главу АМС г. Владикавказа – 1 млн 235,0 тыс. рублей. Поделив эту сумму на 12 месяцев, получаем сумму ежемесячного расхода на главу МО г. Владикавказа – 102 тыс. 916 рублей.

 

На поддержку нуждающегося населения –
1 млн рублей

Таким образом, исходя из приведенных выше цифр, за 2 года произошел рост расходов на городскую думу в 2,3 раза – с 8 млн 314 тыс. рублей до 18 млн 875 тыс. рублей. И надо отметить, что эта же самая сумма (18 млн 875 тыс. рублей) в бюджете заложена в графу «центральный аппарат», то есть на чиновников! В разы выросли расходы на руководителей и городской думы, и АМС Владикавказа. И так же, в разы, сократились расходы на социальные нужды, в том числе на детей-сирот! В 2010 году всего на социальную политику в бюджет города была заложена сумма в 9 млн рублей – это всего-навсего 0,3% от расходов бюджета на год. И в 2011 году расходы на социальные нужды мизерны! Так, на финансирование муниципальной целевой программы «Социальная поддержка нуждающегося населения г. Владикавказа» в бюджете Владикавказа на 2011 год заложена сумма всего в 1 млн рублей!

 

1 млн 500 тыс. рублей – на детей-сирот!

Почти ровно столько же (1 млн 500 тыс. рублей), сколько и на содержание только одного главы МО г. Владикавказа (1 млн 480 тыс. рублей) в бюджете Владикавказа на 2011 год заложено на «обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) и не имеющих закрепленного жилого помещения». Для сравнения: в бюджете г. Владикавказа на 2009 год на детей-сирот были заложены средства в сумме 5 млн 500 тыс. рублей, в 2010 году – в 3,6 раза меньше! И в текущем 2011 году на детей-сирот заложены средства также в 3,6 раза меньше, чем в 2009 году.

 

Жильем обеспечены трое детей-сирот

Только что СМИ сообщили, что во Владикавказе за 9 месяцев текущего 2011 года «жильем были обеспечены и трое детей-сирот». Напомним, что за 2010 год во Владикавказе для детей-сирот приобретено 10 квартир. А средств на детей-сирот выделено было в 2010 году из бюджета Владикавказа – 1,8 млн рублей. А всего в 2010 году на них выделено 8,8 млн рублей, из них из бюджета РФ – 4,5 млн рублей, бюджета РСО-А – 2,5 млн рублей. В текущем 2011 году заложено средств на 300 тысяч рублей меньше, чем в 2010 году, и в 3,6 раза меньше, чем в 2009 году. А тем временем в РСО-А в очереди на квартиры стоят более 500 детей-сирот. И большинство – во Владикавказе. Судя по сегодняшним «темпам», решения этой проблемы придется ждать… 50 лет!

 

+/– 300 тысяч рублей – такая «забота»?!

По этому же бюджету содержание главы МО г. Владикавказа составляет в 2011 году 1 млн 480 тыс. рублей. И выросла эта сумма по сравнению с 2010 годом (1 млн 480 тыс. рублей – 1 млн 240 тыс. руб.) на 240 тысяч рублей! А на детей-сирот заложено, напротив, на 300 тысяч рублей меньше! Вот такая «забота» о детях-сиротах… На детей-сирот тратится почти столько же (1 млн 500 тыс. рублей), сколько на содержание только одного чиновника – 1 млн 480 тыс. рублей. И если на чиновника расходы растут, то на детей-сирот, напротив, падают…

 

Зарплата учителя
во Владикавказе ниже, чем у коллег в районах

Но «не повезло» не только детям-сиротам. Не балуют большими зарплатами и учительство столицы республики. По данным СМИ, «средняя зарплата учителя в Алагирском районе составляет 12 155 рублей, в Ардонском – 12 176 рублей, в Дигорском районе – 10 772 рубля, в Ирафском – 11 129, в Кировском – 13 478, в Моздокском – 13 472, в Правобережном – 11 623, в Пригородном – 13 919 рублей. А средняя зарплата учителя во Владикавказе (данные на июнь 2011 года) – 10 796 рублей». То есть существенно не дотягивает до «средней» по республике (она около 12,5 тыс. рублей). Общее количество учащихся во Владикавказе – 32 596. И, как отмечается в СМИ, «исходя из этой цифры, самые большие зарплаты должны быть у столичных учителей. Но… ситуация сложилась иная, и в некоторых школах зарплата рядового учителя близка к прожиточному минимуму. Вот и получается, что многие педагоги лишь из финансовых соображений предпочитают работать в районах…». Выходит, что и на учителей, как и на детей-сирот, в бюджете Владикавказа не хватает денег…

 

А зарплата воспитателя
в 2,5 раза ниже,
чем у учителя

В конце 2010 года СМИ сообщили чуть ли не как «сенсацию»: А. Хлопонин взял под личный патронаж детский сад во Владикавказе! «В небольшом детском саду (№ 41 во Владикавказе), рассчитанном на 90 мест, общаясь с работающими здесь шестью воспитателями, полпред Президента РФ А. Хлопонин с удивлением узнал, что их зарплата составляет 4,5 тысячи рублей. Полпред предложил воспитателям «заключать договора и уходить от тарифных сеток». «Этот сад будет под моим патронажем, и на его примере, если получится, мы уведем все сады от тарифных сеток», — сказал тогда А. Хлопонин. Это было в декабре прошлого года. Удалось ли властям «увести все сады от тарифных сеток», нам неизвестно. Неизвестно и то, насколько радикально (после этого личного «патронажа») изменились зарплаты у воспитателей этого конкретного детского сада. Но, судя по информации из СМИ, уровень зарплат работников дошкольных учреждений в целом по республике не дотягивает и до 6 тысяч рублей. То есть получается, что и на работников дошкольных учреждений, как и на учителей, и на детей-сирот, в бюджете не хватает денег…

 

30 прожиточных минимумов в месяц?..

Вот и получается, что воспитателям детских садов приходится умудряться выжить на протяжении целого месяца на зарплату в 4500 рублей – то есть на один (!) прожиточный минимум. Напомним, что в РСО-А на 2010 год величина прожиточного минимума установлена примерно в такую же сумму, а для пенсионеров и того меньше – 4105 рублей.

А вот глава муниципального образования г. Владикавказа (судя по расходам, заложенным в бюджете на 2011 год, – 1 млн 480 тыс. рублей), получается, в месяц живет на… 30 прожиточных минимумов. Да, поделив эту сумму (1 млн 480 тыс. рублей) на 12 месяцев, получаем сумму ежемесячного расхода на главу МО г. Владикавказа – 123 тыс. 333 рубля. А эта ежемесячная сумма как раз и равна 30 прожиточным минимумам. То есть получается, что глава муниципального образования г. Владикавказа может себе позволить эту сумму (величину прожиточного минимума, установленного в РСО-А на целый месяц) ЕЖЕДНЕВНО?! А только ежемесячная «прибавка» (20 тыс. рублей) в 2011 году у главы МО равна 4,5 «зарплат» воспитателя!

Получается, что воспитателю детского сада г. Владикавказа с его зарплатой в 4,5 тысячи рублей в месяц, чтобы заработать эту же сумму (123 тыс. 333 рубля) ежемесячного дохода главы МО г. Владикавказа, придется работать на протяжении 27,5 месяца, или 2 года и 3,5 месяца! А вот сумму годового дохода главы МО г. Владикавказа (1 млн 480 тыс. рублей) придется зарабатывать на протяжении более чем 27 лет…

 

На «слуг народа» деньги
в бюджете есть?!

Все эти цифры, что называется, на поверхности, и чтобы «увидеть» их, не нужна высшая математика. Однако абсолютно резонный вопрос: почему все это так и почему такие деньги есть на такие «суперзарплаты» для «слуг народа (для властей), а на сам народ (в лице и детей-сирот, и учителей, и воспитателей, и др.) в том же бюджете их не хватает? – из года в год НИКТО и НИКОМУ не задает! И не задаются этим вопросом, судя по всему, не только сами власти РСО-А. Почему-то им его не задал и полпред Президента РФ А. Хлопонин. Вместо этого (с удивлением узнав, что зарплата воспитателя детского сада составляет 4,5 тысячи рублей) он взял под свою опеку ЭТОТ детский сад во Владикавказе…

ОДИН детсад, конечно, можно взять и под личную опеку… Но ведь в Северной Осетии 212 дошкольных образовательных учреждений. И такие же примерно мизерные зарплаты во всех этих учреждениях. Очевидно, что проблему следует решать в целом, а для этого (что так же очевидно) надо разбираться в причинах и сути этого явления, и тогда этот вопрос придется обязательно не только задать, но и искать на него ответ!

 

Региональные целевые программы 2011 года

Не хватает денег на социальные нужды населения и в республиканском бюджете на 2011 год. Так, расходы на региональные целевые программы в бюджете РСО-А на 2011 год заложены в сумме 14 млн 105,0 тыс. рублей. Всего программ в 2011 году – 11. Для сравнения, в 2007 году расходы на аналогичные программы (их было также 11) были заложены в бюджете РСО-А в сумме более 21 млн рублей. И в числе этих 11 – почему-то вообще отсутствует программа обеспечения жилыми помещениями детей-сирот. Мизерные суммы заложены и на имеющиеся программы. Так, на программу «Вакцинопрофилактика» на 2007–2011 годы заложено 540,0 тыс. рублей, на «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2010–2011 годы» – 290,0 тыс. рублей. На «Повышение безопасности дорожного движения в Республике Северная Осетия-Алания в 2007–2012 годах» – 1 млн 500 тыс. рублей. И этом при том, что положение дел с безопасностью дорожного движения в РСО-А удручающее – только в 2010 году на территории республики зарегистрировано 642 ДТП, в результате которых погибли 143 человека, а 875 получили различные ранения.

 

Численность чиновников растет?

Выше уже сказано, что несмотря на огромные затраты на «борьбу» с безработицей (только в текущем 2011 году предполагается потратить 331 млн рублей, из которых 314 млн рублей (или 94,86%) – это средства, выделяемые из федерального бюджета), число работающих в РСО-А почему-то продолжает падать. И по нашим подсчетам (базирующимся на данных Росстата), за 10 лет (с 2001 года) эта численность уменьшилась на 25 тысяч 100 человек!

Исключением здесь является лишь число занятых в органах управления РСО-А. Численность работников, занятых в госорганах и органах МСУ: в 2001 году – 6,7 тыс. человек, в 2006 году – 8,3 тыс. человек, в 2007 году – 9,0 тыс. человек, в 2008 году – 9,0 тыс. человек, в 2009 году – 9,0 тыс. человек. Судя по уровню зарплат чиновников, число желающих пополнить эти ряды будет и дальше расти…

 

В РСО-А зарплата почти
в 2 раза ниже, чем по РФ

Да, судя по зарплатам чиновников, не составляет большого труда определить, насколько региональные чиновники далеки от народа. Напомним еще раз: в целом по республике средняя заработная плата за 2010 год составила 11 439 рублей, и выросла она за тот год на 7,8%. За январь–июнь 2011 года она составила в РСО-А 12 475,1 рубля и выросла по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 11,5%, то есть примерно на одну тысячу рублей. По РФ за январь–июнь 2011 года средняя заработная плата составила 22 277 рублей. То есть средняя заработная плата в РСО-А почти в 2 раза меньше, чем в среднем по РФ! По этому показателю Северная Осетия оказалась на 81 месте. И на фоне этих мизерных сумм – такие расходы на самих властей? Такой удручающе несопоставимый уровень жизни «слуг народа» и самого этого народа! Получается, что в РСО-А власти на себе не желают экономить?! И это при том, что республика живет (в основном) фактически на федеральные деньги – дотации. Для «иллюстрации»: за 9 месяцев 2011 года сумма расходов составила 12,5 млрд рублей, сумма доходов — около 13 млрд рублей. Более 9 млрд рублей – это дотации в республиканский бюджет.

 

 Доходы в РСО-А в 1,5–2 раза ниже средних
по РФ!

Несмотря на то, что власти РСО-А говорят о постоянном росте реальных доходов населения республики, уровень среднедушевых денежных доходов населения РСО-А по-прежнему в 1,5–2 раза ниже среднего российского. Напомним, что еще по итогам 2005 года размер среднедушевых доходов населения РСО-А отставал от средних российских значений в 1,5 раза, размер средней зарплаты в РСО-А был ниже среднего российского показателя в 1,9 раза, размер пенсии в РСО-А ниже в 1,1 раза. И по истечении еще 6 лет ситуация с уровнем и качеством жизни основной части населения не изменилась. Не изменилась в лучшую сторону…

 

Доходы Президента США сократились в 3 раза!

А вот как обстоят дела у «слуг народа» на Западе. Почти в 3 раза сократились годовые доходы президентской четы США по сравнению с 2009 годом. Согласно налоговой декларации, поданной Бараком и Мишель Обама, их доход в 2010 году составил 1 миллион 728 тысяч 96 долларов. Годом ранее супруги заработали 5,5 миллиона долларов, что объяснялось рекордными тиражами книг «Дерзость надежды» и «Мечты моего отца», написанных Обамой во время предвыборной кампании. Собственно президентская зарплата Барака Обамы составила 400 тысяч долларов в год. Это в «переводе» на рубли – 12 млн рублей в год. Выходит, 1 млн рублей в месяц? И это зарплата президента «супердержавы»… В разы меньше были годовые доходы вице-президента Джозефа Байдена и его супруги Джилл, которая работает простым преподавателем в колледже. Они составили 379 тысяч 178 долларов.

 

Жить по средствам?!

По данным, приведенным на заседании Парламента РСО-А, «фонд зарплаты наших муниципалитетов в 2010 году (кроме Владикавказа) составил от 30 до 80% по отношению к их собственным доходам. И это в то время, когда зарплата бюджетника в 2–3 раза меньше, чем зарплата чиновника муниципалитета»… Да, судя по всему, жить по средствам у чиновников в РСО-А не получается, хотя о необходимости (дотации федерального центра будут сокращаться) жить по средствам власти говорят не первый год…

 

Астемир Цомаев,

исполнительный директор Северо-Осетинского республиканского общественного Фонда поддержки плана В. В. Путина –
Д. А. Медведева «Стратегия развития России до 2020 года»