Общественный транспорт должен работать по единым правилам

К такому выводу пришли участники публичных слушаний муниципального образования г. Владикавказа по проекту оптимизации маршрутной сети города. Слушания состоялись в минувшую пятницу.

Что и говорить, проблем в работе общественного транспорта на сегодняшний день у нас более чем достаточно. Кто из владикавказцев, скажем, не знает, как трудно сеть в маршрутное такси в час пик? Да, Владикавказ – город большой, а вот общественный транспорт у нас, напротив, малой вместимости. Пассажиры уже, казалось бы, на все согласны: и ехать стоя, и пребывать в полусогнутом состоянии – лишь бы ехать. Однако и это не спасает. Нынешней осенью, к примеру, неожиданно рано выпал снег. И все, приехали. Некоторые водители маршрутных такси ввиду нелетной погоды вообще не вышли на работу. А каких нервов стоят вечерние вояжи, ведь едва стемнеет, и количество автотранспорта на улицах Владикавказа резко сокращается. То же самое происходит и в выходные дни.

Такое положение дел сложилось потому, что, как заметил основной докладчик – начальник Управления транспорта и организации дорожного движения АМС г. Владикавказа Мурат Газданов, у нас отсутствуют контролирующие органы. Раньше, еще при социализме (вплоть до 90-х годов), в столице республики функционировал центр диспетчерской службы (в других городах, к слову, такие центры действуют и поныне), который контролировал каждый выезд, следил за культурой движения и обслуживания пассажиров. Общественный транспорт в ту пору регулярно проходил техосмотр, водители – осмотр медицинский. Сейчас в это трудно поверить, но плановая регулярность движения тогда настолько соблюдалась, что отклонение составляло лишь две-три минуты. Сегодня в других городах России, заметил Мурат Газданов, такая система по-прежнему работает, но, увы, это не про нас. Потому на повестку дня и встал вопрос о реанимации органов диспетчеризации, которые призваны контролировать регулярность движения.

В ходе публичных слушаний главным вопросом, затронутым и основным докладчиком Муратом Газдановым, и содокладчиками – государственным инспектором по особым поручениям отдела дорожной инспекции и организации движения Управления инспекции по безопасности дорожного движения МВД по РСО-А Сергеем Гасановым и председателем Комиссии по вопросам безопасности и общественному контролю по деятельности правоохранительных органов Общественной палаты РСО-А Константином Мириковым, а также другими выступавшими, стал вопрос об оптимизации маршрутной сети. Как стало известно, на 90% пути маршруты (в общей сложности их 51) в нашей столице дублируются. Это, с одной стороны, приводит к пробкам. С другой –  отдельные районы Владикавказа остаются за чертой охвата общественным транспортом. Это улицы Ставропольская, 6-я Промышленная (там расположены предприятия, сотрудникам которых не на чем добираться на работу) и ряд других.

Много нареканий, заметили выступавшие, поступает от владикавказцев на некачественное обслуживание пассажиров. Так, скажем, водители 11-го и 13-го маршрутов частенько по собственному желанию «срезают» эти маршруты. Дабы такое не происходило, маршруты 11-й и 13-й теперь будут соединены, пройдут транзитом через город, превратившись из кольцевых в маятниковые. При таком раскладе автобусы перестанут скапливаться в центральной части города, опять-таки меньше будет пробок.

Как заметил Мурат Газданов, речь в то же время идет не о сокращении, а об укрупнении маршрутов. Большинство маршрутов фактически останется без изменений, но ряд улиц к ним все же  добавится. «Мы не меняем направления, а усиливаем маршруты за счет объединения двух-трех маршрутов и изменения ряда маршрутов», – сказал основной докладчик. Он также еще раз заметил, что в ближайшее время будет внедрена система контроля и управления работой общественного транспорта.

Зашла речь о видах этого самого транспорта. Это будут автобусы «Хёндай» и те же самые автомобили «Газель», только передвигающиеся по расписанию – в час  пик они должны ходить с интервалом в две минуты. Все автомобили будут проходить техосмотр, водители – медосмотр. «Станем работать по единым установленным правилам», – сказал в заключение Мурат Газданов.

Однако водителей, присутствовавших на слушаниях, более всего волновал вопрос их собственной занятости: не останутся ли они с введением новых правил без единственного источника заработка. Маршрутки, прошедшие лицензирование, заверили их, будут продолжать работать. Более того, все водители будут оформлены по закону –  с записью в трудовой книжке, чего на сегодняшний день чаще всего они не имеют. И транспорт будет централизованно обслуживаться и ремонтироваться, и останавливаться не «где-нибудь здесь», а на специально оборудованных остановках. И передвигаться он теперь станет по графику, в том числе и в вечернее время.

Хочется надеяться, что после таких мер жалоб на работу городского транспорта, который станет, наконец-то, по-настоящему общественным, будет меньше.

 

Ольга РЕЗНИК