Кто отвечает за ремонт крыши?

Ситуация с  недобросовестным исполнением  управляющей  организацией своих обязанностей по содержанию и ремонту жилых помещений в настоящее время, увы, не редкость. Однако подобное не свидетельствует о том, что недобросовестную организацию нельзя   привлечь   к   ответственности.   Действующее   законодательство   предоставляет собственникам помещений возможность защиты нарушенных прав и имущества.

В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Из положений приведенной статьи следует, что обязанность по содержанию собственности может быть возложена не только на собственника, но и на других лиц.

В соответствии с п. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме. Также она обязана предоставлять коммунальные услуги собственникам  помещений в таком доме и лицам, пользующимся помещениями в этом доме, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. Согласно п. 4 этой же статьи условия договора управления многоквартирным домом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

 

Таким образом, на основании заключенного договора управления многоквартирным домом управляющая компания предоставляет гражданам, проживающим в многоквартирном жилом доме, услуги по надлежащему
содержанию жилья и по текущему ремонту жилья, а следовательно, является ответственной за содержание и ремонт жилого дома, за соответствие его технического состояния требованиям действующего законодательства. В настоящее время действуют Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170 (далее – Правила технической эксплуатации). Они определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда в целях обеспечения выполнения установленых нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда (п. 1.1 названных Правил).

В соответствии с п. 1.6.1.1 Правил технической эксплуатации организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить следующее:

– исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода;

– защиту от увлажнения конструкций, от протечек кровли или инженерного оборудования;

– исправность  в  местах  сопряжения  водоприемных  воронок  с  кровлей,   отсутствие засорения   и   обледенения   воронок,   протекания   стыков   водосточного   стояка   и конденсационного увлажнения теплоизоляции стояка;

– выполнение технических осмотров и профилактических работ в установленные сроки.

При выявлении протечки необходимо обратиться в управляющую организацию или ТСЖ либо в аварийно-диспетчерскую службу. Согласно п. 72 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, представители управляющей организации в течение 12 часов должны прибыть и составить акт, в котором фиксируется факт причинения ущерба. В случае невозможности подписания акта потребителем (или его представителем) он должен быть подписан двумя очевидцами.

Если представители управляющей организации так и не составили акт либо в этом акте недостаточно подробно описана причина протечки, необходимо обратиться в любую экспертную организацию за составлением соответствующего заключения (на предмет фиксации протечки и установления ее причин).

Помимо факта неисправности кровли нужно вместе с представителями управляющей организации составить акт осмотра жилых помещений, пострадавших от протечки. Если такой акт не представляется возможным составить в силу нежелания управляющей организации или если оценка ущерба вам кажется значительно заниженной, можно воспользоваться услугами независимого оценщика.

В соответствии с приложением № 2 к Правилам технической эксплуатации протечки в отдельных местах кровли должны быть устранены в течение суток.

В силу п. 4.6.1.23 Правил технической эксплуатации организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить удаление наледей, сосулек и снежных навесов с кровли жилого дома.

В случае если управляющая организация не выполнила любую из вышеперечисленных обязанностей в положенный срок, нужно продублировать обращение в управляющую компанию, но уже в письменной форме (лучше изначально обращаться именно так) с просьбой на копии обращения проставить визу в получении (желательно с печатью).

Отсутствие со стороны управляющей организации действий по устранению протечки может явиться основанием для привлечения к административной ответственности.

Согласно ст. 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечет наложение административного штрафа. Указанной статьей предусмотрено наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 4000 до 5000 руб.; на юридических лиц – от 40 000 до 50 000 руб.

Субъектами данного правонарушения являются юридические лица, ответственные за содержание жилых домов и (или) жилых помещений. Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии со ст. 13 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ в области жилищных отношений относится, в частности, осуществление государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Таким образом, вы вправе обратиться с жалобой на бездействие управляющей организации в Государственную жилищную инспекцию РСО-Алания, к жалобе необходимо приложить копию обращения в управляющую организацию.

Согласно законодательству Государственная жилищная инспекция РСО-Алания в течение 30 дней должна провести проверку по поступившему обращению. По результатам проверки, в случае установления нарушений, управляющая организация может быть привлечена к административной ответственности по ст. 7.22 КоАП РФ. Кроме того, в ее адрес будет выдано предписание на устранение выявленных недостатков.

Если в результате протечки крыши причинен ущерб жилому помещению, за защитой своих прав гражданин вправе обратиться с иском в суд за возмещением причиненного ущерба. В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (ст. 1064 ГК РФ).

Для обращения в суд с иском к виновному лицу необходимо представить документы, подтверждающие факт протечки кровли, а также заключение о размере причиненного ущерба.

 

Л. Ю. Бекузарова,

старший помощник
прокурора
Иристонского района